Есть древний миф, дошедший до нас от Гомера. У бога войны Марса был роман с Венерой. А у Венеры уже был муж Вулкан — кузнец и покровитель кузнечного дела. Ему это не понравилось и, сковав тонкие, но крепкие цепи, он обвязал ими любовников и выставил на посмешище перед другими обитателями Олимпа.

Этот миф — прекрасная иллюстрация того, как опасно использовать военный бюджет для развития экономики.

Военное кейнсианство (military Keynesianism) — экономическая теория, утверждающая, что затраты на военные нужды создают экономическое процветание. В середине XX века и правда было достаточно примеров, иллюстрирующих этот тезис. Милитаризация помогла Гитлеру положить конец Великой депрессии в Германии. Более того, экономисты считают, что и США по-настоящему вышли из депрессии и преодолели безработицу, только когда началась мобилизация и экономика встала на военные рельсы. Ну а реконструкция Западной Европы после разрушительной войны явилась предпосылкой экономических «чудес» в Германии и в Италии в 1950-е годы.

Весь послевоенный период США развивались по законам военного кейнсианства. Затраты на вооружения увеличивались, процветание росло. Гибкая и эффективная американская экономика умудрялась поставлять как пушки, так и масло, причем военные заказы приносили компаниям неплохие прибыли и позволяли создавать наработки, которые потом использовались в мирной сфере.

После вьетнамской войны экономика США начала загнивать. В 80-е годы она вышла из кризиса — тоже посредством массированных затрат на военные поставки. Работа над программой противоракетной обороны «Звездные войны» заложила основы для революции в области информационных технологий в конце прошлого века. И Силиконовая долина всегда «дружила» с Пентагоном — мобильная связь, компьютерные приложения и интернет разрабатывались для военного ведомства и на его средства.

Военно-индустриальный комплекс приносит и другие преимущества экономике и обществу, помимо своей прямой функции защищать страну. В Израиле армия стала важнейшим фактором бума предпринимательства. Израиль — мировой лидер по числу новых компаний и технологических старт-апов на душу населения, и многие из них поддерживаются заказами израильского военного ведомства.

Военная служба дает хорошее образование. Офицер в современной армии должен быть технически подкован, разбираться в информатике и логистике. Солдаты, поступающие на военную службу сразу после школы, получают технические профессии, которые потом пригодятся им на «гражданке».

К положительному сальдо следует отнести и торговлю оружием. Международная торговля оружием составляет около 50-60 миллиардов долларов в год. На этом рынке США занимает 40%, Россия чуть меньше — 20%. Франция, Британия, Германия, Италия и Китай в сумме продают 25% вооружений, а остальная Европа — еще 10%.

Вроде все прекрасно, Марс и Вулкан могут сожительствовать с Венерой одновременно, и муж и любовник лишь украшают друг другу жизнь.

Но это не так. Согласно другому греческому мифу, войну, как любое другое зло, нужно держать под замком. С тех пор как Пандора открыла свой ящик, загнать ее обратно невозможно.

Военный сектор занимает все более важное положение в американской экономике. На военную промышленность так или иначе работает большинство оставшихся в стране промышленных рабочих — это единственный производственный сектор, где в последнее десятилетие наблюдался стабильный рост. Причем военные поставки работают по социалистической схеме: Пентагон с самого начала учитывает в своих бюджетах интересы поставщиков, а большие индустриальные конгломераты, разрабатывающие или строящие новые вооружения, несут лишь ограниченную ответственность за перерасход бюджета. Не уложились? Не беда. Дядюшка Сэм заплатит.

Годовой бюджет Пентагона составляет около 700 миллиардов долларов, что ровно в два раза превышает военные затраты всех остальных стран планеты, вместе взятых. Но при всех затратах военные результаты не впечатляют. Война в Ираке — не говоря уже о конфликте в Афганистане — продолжается уже на год дольше, чем Вторая мировая. Эти две войны уже стоили 1 триллион долларов и, по прогнозам аналитиков, могут в конце концов стоить 3 триллиона долларов — примерно столько же, сколько страна потратила на Вторую мировую. Год содержания солдата в этих странах обходится казне в 1 миллион долларов.

Марс банкротит США и развращает, а не развивает экономику. Это уже всем ясно. Его надо бы связать крепкими цепями Вулкана и выставить на посмешище. Но, похоже, момент упущен.

С праздником защитника отечества.