Почти год назад я написал пост «Видак забрали и на этом не остановятся». Там речь шла о том, что «Национальная медиа группа» (НМГ) братьев Ковальчуков не ограничится приобретением огромного рекламного агентства «Видео интернешнл», но обязательно захватит еще какое-то очень серьезное телевидение в дополнение к своим РЕН ТВ и «Петербург — Пятый канал». Тогда я исходил из логики медийного бизнеса (мол, надо загрузить все мощности «Видака») и предположил, что это будет НТВ. Немного не угадал: НМГ приобрела у Романа Абрамовича 25% «Первого канала», и следовательно, речь идет не о бизнесе, а о большой политике.

Точнее говоря, речь шла (в прошедшем времени) о политике, поскольку теперь ей, кажется, ничего не светит, по крайней мере в классическом, конкурентном ее понимании. В стране окончательно сформирована монополия: в довершение к партийной (ЕР) еще и информационная.

Действительно, все сколько-нибудь значимое телевидение сосредоточено у государства (половина «Первого канала» и ВГТРК) и у братьев Ковальчуков, которые тоже почти государство (НТВ, четверть «Первого канала», РЕН ТВ и «Пятый канал»).

Но не только «ящик». Еще и практически все коммуникации в интернете! Ведь все российские социальные сети: «Вконтакте», «Мой мир», «Одноклассники», «Живой журнал» и целый ряд блогхостингов помельче — принадлежат или контролируются Mail.ru Group, у нее же одноименный популярнейший почтовый сервер и мейлер ICQ. А кому принадлежит Mail.ru? Так Алишеру Усманову, самому эффективному решателю проблем по поручению государства! Вспомним, кто в начале 2000-х возвращал «Газпрому» растырбаненные активы? Алишер Бурханович. Кому было поручено выкупить у Березовского «Коммерсант»? Ему же!

Поэтому все расчеты на то, что вместо стремительно национализируемых СМИ народ уйдет в интернет и будет там свободно обмениваться информацией, — глупость и прекраснодушие. Накопится, допустим, где-нибудь критическая масса народу, а в его составе безответственных критиканов типа Навального, так скандалистов просто заблокируют, а то и вовсе ресурс отключат.

И кстати, нечего рассчитывать на «Фейсбук». У Усманова 10% в глобальном Facebook, которые с лихвой обмениваются на весь русский сегмент.

Короче, для тех, кто надеялся на свободу информации во Всемирной паутине, отвечу словами полковника Шредера из «Швейка»: «А вы, мерзавцы, думали, что вам комиссия поможет? — сказал полковник. — Ни хрена она вам не помогла!»