В минувший вторник «Ведомости» опубликовали колонку кировского губернатора Никиты Белых, где перечислены семь «меркантильных», по выражению автора, шагов к гражданскому обществу. Суть этих шагов сводится к тому, чтобы превратить безучастную массу российских обывателей, ныне живущих по принципу «моя хата с краю», в сознательных граждан, кровно заинтересованных в построении цивилизованного правового общества на месте нынешней разудалой клептократии. Для этого, по мнению Белых, нужно заставить рядовых россиян почувствовать, что цену любого решения, принятого властями (будь то федеральными, региональными или местными), они оплачивают из собственного кармана. Что их хата — не с краю, а в центре событий. Осознав эту связь, жители России захотят влиять на экономическую политику страны — а такое влияние немыслимо без подлинной демократии, без подотчетности всякой власти своим подданным, они же избиратели. И никакая клептократическая Вертикаль не устоит против Народа, осознавшего, что все ее закидоны он оплачивает за собственный счет.

Мягко говоря, идея не нова. Именно таким способом в свое время обеспечила поддержку своим суровым экономическим реформам британская «железная леди» Маргарет Тэтчер. Приватизировав убыточные предприятия агонизирующего британского госсектора, она дала публике серьезный повод голосовать за их будущую рентабельность за счет сокращения издержек. Даже если еще вчера эта публика почти поголовно состояла в профсоюзных организациях, где «рентабельность предприятия» считалась нецензурным ругательством и объявлялась покушением на законные права пролетариата — бастовать и бездельничать.

Трудно не согласиться с Никитой Белых, что «активная гражданская позиция» наших сограждан нуждается в осмысленной точке опоры и личная материальная заинтересованность лучше всего подходит на роль такой опоры. К сожалению, в России задолго до Никиты Юрьевича нашлись люди, которые до этого додумались. И они составили себе политический капитал на личной материальной заинтересованности в рамках одного отдельно взятого класса — государственных чиновников. Гражданское общество, опирающееся не на абстрактные ценности, а на конкретные материальные стимулы, голосующее не сердцем, а кошельком, в России давно уже построено.

Та самая «сумасшедшая административная рента», о которой так убедительно рассказывал Юре-музыканту один известный поклонник шансона и группы «Любэ», благополучно профинансировала и вскормила в нашей стране полноценный политический класс, который в отличие от всего остального населения уже сегодня стоит на активной гражданской позиции и твердо знает, за кого ему следует голосовать, чтобы эта сумасшедшая рента за ним и дальше сохранилась. На покупку лояльности этого класса через один только механизм государственных закупок ежегодно тратится не меньше триллиона рублей бюджетных денег, как недавно докладывал президенту РФ глава его контрольного управления г-н Чуйченко. Президент наивно истолковал его слова в том смысле, что этот триллион ежегодно воруется. Но это глубоко ошибочное предположение.

Воровство подразумевает наличие законного владельца, который однажды недосчитается денег в своем кармане, попытается их вернуть, потребует возбудить уголовные дела... Ничего подобного в индустрии государственных закупок не намечается. Тот триллион бюджетных средств, который оттуда ежегодно выводится, — всего лишь плата за стабильность, за лояльность чиновников и за их готовность поддерживать властную Вертикаль в ее текущей конфигурации.

Впрочем, бюджетные деньги, выводимые правящим классом в офшор через механизм фиктивных госзакупок, составляют лишь 10% доходов нашего весьма специфического «гражданского общества». Еще в 300 миллиардов долларов (чуть больше 9 триллионов рублей) депутат Госдумы, председатель оргкомитета движения со звучным названием «Россия, вперед» Геннадий Гудков оценил обороты российской коррупции — то есть доходы все тех же самых госчиновников от сумасшедшей административной ренты, взимаемой не из бюджета, а непосредственно из карманов населения. Которому хочется лечиться в нормальных больницах, учить своих детей в приличных школах, ремонтировать свою жилплощадь, заниматься легальным бизнесом — доступ ко всем этим возможностям открывает бакшиш, вовремя уплаченный чиновникам. Та самая сумасшедшая административная рента, про которую во всей нашей великой стране ухитрился не знать только Юра-музыкант. Но, к счастью, он вовремя встретил Вову-комитетчика, который не только все про это знал, но и умел объяснить — как одному Юре, так и всей нашей несознательной стране.

Скажу с предельной откровенностью: мне очень нравится прожект Никиты Белых по превращению российского обывателя в сознательного налогоплательщика, требующего от Власти отчета за каждый потраченный им налоговый рубль. И сам я готов требовать таких отчетов до морковкина заговенья. К сожалению, при этом я понимаю, что у меня нет десяти триллионов рублей на построение в России общества, свободного от коррупции. И у Никиты Белых этих десяти триллионов тоже нет.

Следовательно, все наши мечты о «гражданском обществе», сплотившемся против коррупции в России, так и останутся несбыточной, утопической фантазией на потеху кадровым клептократам.