Пузыри надулись, сдулись и опять надуваются 

Чем больше перемен, тем больше все остается по-прежнему, говорят французы.

В 2000 году мировая экономика оправлялась от лопнувших финансовых пузырей в области информационных технологий. Впрочем, уже в 2003 году начали надуваться новые пузыри, на сей раз в недвижимости, потребительском кредите и естественных ресурсах. В 2008 году эти пузыри разом лопнули и началась теперешняя Великая Рецессия. Сегодня, как и 10 лет назад, нас мучают те же вопросы: как обеспечить стабильный рост и занять работоспособное население.

Сейчас главную роль в поддержании мировой экономики играет государство. Оно берет кредиты, а то и просто печатает деньги. Например, дефицит госбюджета США составляет 1,3 триллиона долларов, или 2,2% от мирового ВВП.

Китай стал супердержавой 

Если Маркс был прав и количество всегда переходит в качество, то за примером далеко ходить не надо. Вот уже 20 лет в Китае бурно строятся производственные мощности. В 1990 году Китай был бедной, неспокойной страной. Десять лет спустя это уже сверхдержава. Туда все это десятилетие переводилось трудоемкое и «грязное» производство. Сегодня китайский ширпотреб заполонил все толкучки мира и начинает появляться на полках качественных магазинов и бутиков. Благодаря спросу из Китая растут цены на металлы, нефть и продукты сельского хозяйства. Китайцы в этом году купили 17 миллионов автомобилей, на треть больше, чем американцы. Китай также стал главным международным банкиром. Его валютные резервы составляют 2,6 триллиона долларов.

Новый век — век БРИК

Прошлый век был «американским веком» — The American Century. В первое десятилетие нового века центр тяжести сместился. Значительно разбогатели Бразилия, Индия и Россия и вместе с Китаем составили сокращение BRIC — кирпич. Экономика этих стран бурно росла все прошедшее десятилетие, они привлекали львиную долю инвестиций, их финансовые рынки цвели. Им всегда было чем похвастаться: более трети всех жителей планеты, огромные территории и естественные богатства. Они пока что бедны, но всему свое время, уверяют экономисты. Правда, после кризиса 2008 года вера в экономический потенциал России очень ослабла, но зато в число супердержав будущего сегодня включают Индонезию, Турцию и Южную Африку.

Бум в оборонной промышленности

В 2000 году почти везде в мире держался мир. Во всяком случае, масштабных международных конфликтов не было. Все это изменилось 11 сентября 2001 года.

Эти теракты были блистательным театром террора, но то, что за ними последовало, превзошло даже самые смелые ожидания Усамы бен Ладена. «Великий Сатана» в Вашингтоне проглотил наживку. Вот уже десять лет он воюет в Ираке и Афганистане — и скоро, возможно, будет воевать в Иране, Пакистане и Северной Корее. За прошедшие 10 лет две войны уже стоили примерно 3 триллиона долларов, годовой бюджет Пентагона вырос с 300 миллиардов в 2000 году до 752 миллиардов в текущем.

Для военных подрядчиков это было десятилетие, о котором можно было только мечтать. Акции компании Halliburton, которой когда-то руководил Дик Чейни (Dick Cheney) и которая является важнейшим американским субподрядчиком в местах боевых действий, выросли в пять раз по сравнению с 2002 годом.

Новые высокие технологии

Теракты 11 сентября создали новую индустрию — индустрию национальной безопасности. Нужно было охранять население и ловить террористов. Самые разнообразные фирмы подвизались в этой области, от разработчиков сложнейших систем прослушивания и слежки до китайских производителей маникюрных ножниц, которые в большом количестве конфисковывались в аэропортах. Тут великое разнообразие товаров — компьютерные программы, выявляющие приспешников Усамы, электронные удостоверения личности, рентгеновские установки для досмотра пассажиров и багажа, резиновые перчатки для тех, кто производит обыски. Она дает работу как тысячам агентов в аэропортах мира, досматривающих пассажиров, так и юристам, которые потом подают на них в суд.

Одна беда: существует эта индустрия главным образом на государственные средства и не производит ничего, кроме головной боли и огромной потери времени. За ростом этой индустрии и постоянно растущими доходами работающих на этом поприще компаний регулярно следит газета The Washington Post. По ее утверждению, 1271 государственная организация и почти две тысячи частных компаний занимаются вопросами борьбы с терроризмом, безопасности отечества и сбором информации. Более 850 тысяч человек имеют официальное разрешение на доступ к секретной информации, т. е. являются важными менеджерами в области национальной безопасности.

Богатые государства сильно поиздержались 

Военные затраты и создание новой индустрии досмотров и слежки сильно подкосили финансы Дядюшки Сэма. Но Вашингтон не одинок. Все богатые страны прожили прошлое десятилетие сильно не по средствам, здорово залезая в долги. Как в известной басне Крылова, когда наконец пришла зима — или точнее грянул мировой финансовый и экономический кризис, — сладкая жизнь аукнулась.

Долговой кризис 2010 года в Европе, пока что затронувший Грецию, Ирландию и другие небольшие страны на окраине зоны евро, напугал и более крупных игроков. В Англии, Франции, Германии и Италии правительства решили взяться за ум и сократить государственные расходы. В США пока что этого не происходит, но результаты выборов в ноябре этого года показали, что избиратели крайне озабочены ростом государственного долга.

Новое — это хорошо забытое старое

В 2000 году компания Apple была скорее легендой, чем серьезным бизнесом. Она положила начало технологической революции, создав первый персональный комп, но затем сдала свои позиции PC, придуманному корпоративным китом IBM. Поклонники Apple всегда утверждали, что PC ни в какое сравнение не идут с их любимыми машинами, но тем не менее у MAC оставалась очень маленькая ниша на рынке, главным образом в системе образования. Зато все это десятилетие прошло под знаком надкусанного яблока. Компания вела за собой новации в хайтеке, в корне изменив рынок персональных компьютеров, музыки, мобильных телефонов и теперь вот, с выходом планшетника, вновь компьютеров, прессы и книготорговли. Акции компании за десятилетие поднялись более чем в 30 раз, с менее чем 10 долларов до рекордной суммы в 324 доллара. Это не удивительно. Только за последние пять лет объем продаж вырос с 19 миллиардов в отчетном 2006 году до 65 миллиардов долларов в 2010-м.

Революция в технологической революции

Старых имен в хайтеке никто не отменял, но они как-то поблекли. Microsoft и ее ушедший на пенсию Билл Гейтс уже давно не «империя зла». Google, ворвавшийся в интернет как струя свежего воздуха и обещавший низвергнуть Microsoft, уже сам стал на него немного походить. В прошлом году продажи компании составляли 24 миллиарда долларов. Это примерно 40% от продаж Microsoft, но продажи софтверного гиганта давно застопорились, тогда как у Google они все еще растут быстрыми темпами, увеличившись в четыре раза за последние пять лет. Google сегодня — международный монополист в поисковых системах и доминирует на рынке рекламы. Как выяснилось, эти симпатичные молодые ребята практически уничтожили бумажную прессу и взялись за книжную торговлю.

Проблемы в автомобильной промышленности

Автомобильная индустрия остается самой крупной и разветвленной в мире. Однако ее лицо за 10 лет очень изменилось. В 2000 году американская General Motors все еще лидировала, и ее щупальца распространялись от Европы до Японии. Правда, ей на пятки уже наступала Toyota, известная своим качеством, экономией и эффективностью производства. Сегодня ситуация изменилась, хотя тот факт, что GM все еще жива, у тех, кто следил за успехами компании 10 лет назад, до сих пор вызывает удивление. Теперь уже Toyota стала мировым лидером продаж, но и ее репутация сильно подмочена. Ей на пятки наступает конкурент, Volkswagen. Обе компании продают более 7 миллионов автомобилей в год. Динамика рынка автомобилей тоже сильно изменилась. Автомобильный мир все больше делится на богатых и бедных, что значит, что в нем лидируют немецкие производители дорогостоящих автомобилей, такие, как BMW и Daimler, а также те, кто поставляет надежные и недорогие машины, например Hyundai. Усложняется ситуация еще и тем, что автомобильные продажи в мире могут в наступающем году упасть, что значительно увеличит конкуренцию среди производителей. The Economist предсказывает, что в 2011 году по всему миру будет продано около 66 миллионов легковых автомобилей, грузовиков и автобусов, что будет на 10% меньше, чем в рекордном 2007-м. При этом ожидается, что бурный рост продолжится в Китае и в некоторых странах Латинской Америки. На других крупных рынках, в частности в Японии, Европе и США, ожидается застой.

Нефтедолларов всегда мало

Запасов нефти осталось не более чем на 20 лет. Эта цифра постоянна уже примерно лет сорок. За последнее десятилетие нефть здорово подорожала. Но и уже успела подешеветь. В конце 1990-х она стоила около 10 долларов за баррель, но затем выросла почти до 150 в 2008 году. Теперь цены колеблются около 80 долларов.

Поскольку к хорошему привыкаешь быстро, страны-производители нефти громко стонут. Но десять лет назад цена 80 долларов за баррель казалась недостижимой мечтой.