Начнем с унылого. И грустного. Иными словами, начнем с экономики.

1. Воскресный выпуск газеты New York Times в секции обозрений новостей за неделю Week in Review публикует статью о том, какие идеи предлагают американские экономисты для выхода из экономического тупика, в котором находится страна. Рецепты разные, но их совокупность главным образом подтверждает, что выхода никакого нет. Или, во всяком случае, что видные экономисты настоящего выхода совсем не видят, а предлагают всякие глупости. Самый любопытный рецепт — от профессора Andrew Caplin из Нью-Йоркского университета. Нам всем нужно заделаться ремесленниками и поварами и идти в услужение к богатым, поскольку компании больше рабочих мест не создают, и только у богатых теперь есть деньги и желание нас нанимать. И нечего умничать.

2. Как мы попали в этот тупик, объясняет умный журнал New Yorker в бесконечной по обыкновению статье «Что хорошего в Уолл-стрит». Вывод журналиста Джона Кассиди (John Cassidy) заключается в том, что американская финансовая и банковская система сильно разрослась, причем вовсе не за счет своих полезных для общества функций. Финансовая система по идее должна распределять деньги вкладчиков между теми, кто может продуктивно их использовать, а также находить и финансировать растущие, инновационные компании. Вместо этого Уолл-стрит главным образом занимается спекуляциями и от своей бездарной деятельности получает большие прибыли и бонусы. В принципе, длинную журнальную статью можно не читать, а ограничиться этим кратким конспектом основной идеи.

3. Экономический кризис, начавшись в США, теперь полыхает в Европе. Гидеон Рахман (Gideon Rachman), колумнист газеты Financial Times, сообщает нам, что евро, скорее всего, в своем сегодняшнем виде и в странах, которые объединяет эта валюта, не выживет. И хотя кризис бушует на периферии Евросоюза, настоящая опасность исходит из его твердого центра, из Германии.

4. Если экономического роста в США не наблюдается, а финансовые рынки превратились в казино, так, может, в американской политике есть какие-то проблески света? Поживем-увидим, пишет Майкл Томаски (Michael Tomаsky), обозреватель другого умного еженедельника, The New York Review of Books. Он анализирует результаты недавних выборов в палату представителей и сенат и размышляет, сможет ли Обама вернуть себе избирателей, которые с таким энтузиазмом выбрали его в 2008 году и которые так быстро от него отвернулись всего два года спустя.

5. Но если вам интересно почитать про роль США в мировой политике, необходимо открыть влиятельнейший журнал Foreign Affairs. Как и подобает толстому и мудрому журналу, он внешним видом похож на «Новый мир» и выходит нечасто — раз в два месяца, но имеет большое влияние. Известен факт, что статья гарвардского профессора Генри Киссинджера, опубликованная в нем в середине 1960-х годов, привлекла внимание читателя по имени Ричард Никсон. Так вот, свой текущий номер журнал посвящает важной теме — «Мир будущего». Открывает его статья Хиллари Клинтон о новой дипломатии. Освещаются такие важные темы, как роль экономики, рост религиозного фанатизма, будущая демографическая яма и «чистая» энергетика. Публикуются дебаты умных людей о том, как будет использоваться власть и сила в XXI веке. Но между строк ощущается полная уверенность в том, что Америка будет продолжать лидировать, определять приоритетные направления мирового развития и, самое главное, будет всегда на стороне сил добра. К сожалению, не все читатели сегодня готовы эту уверенность разделить.

6. Про глобальное потепление опять много говорят. В 2011 году начнет заседать новый конгресс, в котором будут командовать победившие республиканцы. Многие из них не верят в глобальное потепление и не желают делать ничего, чтобы его приостановить. Хотя примерно 98% ученых считают эту гипотезу верной. В связи с этим интересна статья в журнале The Atlantic о том, что уголь по-прежнему является одним из самых грязных источников энергии и в то же время одним из важнейших энергоносителей. Джеймс Фоллоус (James Fallows), видный специалист по Восточной Азии и Китаю и критик китайского «экономического чуда», утверждает, что изменения климата не предотвратить, если уголь не сделать «чистым». При этом Китай лидирует в этом направлении, в то время как Америка плетется в хвосте.

7. Хотя роль, которую США будут играть в будущем, пока не определена, одно уже ясно: Америка будет долго воевать, и обойдется это недешево. Та же New York Times на первой странице воскресного номера радует сообщением: воевать страна теперь будет лучше и безопаснее. Потому что будет использовать для этой цели роботов. И тут же картинка: маленький, вооруженный до зубов, очень умный танк. Неясно только, куда на него вешать ордена и медали.

8. Военную тему, но с несколько иной стороны, на прошлой неделе осветило National Public Radio — американское общественное радио. Эта национальная новостная станция передавала интервью с израильским историком Даном Поратом, написавшим книгу «Тот мальчик: история холокоста». Книга берет за основу одну из самых известных фотографий Второй мировой войны — мальчика, идущего с поднятыми руками по улице Варшавского гетто. Порат рассказывает историю тех, кто изображен на фотографии — фотографа и немецких генералов, выполнявших задание фюрера ликвидировать Варшавское гетто. К сожалению, ни сам мальчик, ни другие евреи на фотографии опознаны не были. Скорее всего, все они были либо расстреляны сразу, либо отправлены в концентрационные лагеря. Одно время считалось, что живущий в Нью-Йорке врач Цви Нюссбаум был этим мальчиком, но сам Нюссбаум это отрицал. Зато эсэсовца, стоящего с автоматом за спиной мальчика, нашли, причем нашла восточногерманская разведка Штази. Он был признан виновным в совершении военных преступлений и расстрелян в Берлине в 1969 году.

9. Тема холокоста раскрывается в единственной русскоязычной статье этого обзора — репортаже «Как пережить конец жизни» в «Частном корреспонденте». Это интервью с пианисткой Алисой Соммер, которой недавно исполнилось 107 лет. Она родилась в Праге в 1903 году. Уже взрослой женщиной и успешной пианисткой была с семьей депортирована в концлагерь Терезин, где выжила благодаря тому, что давала концерты. Пережила Гитлера уже на 65 лет. Мужу ее выжить не удалось. Он тоже был музыкантом, но его перевели в Освенцим, а затем в Дахау, где он погиб.

Для меня эта история имеет еще и личные отголоски. Моя мама недавно попала в больницу. Соседкой по палате оказалась ее ровесница, старушка, которая родилась в том же 1928 году и тоже в Восточной Европе. Но в Чехословакии. Когда она попала в концлагерь, ей было намного меньше, чем Алисе Соммер, всего 11 лет. У нее на руке вытатуирован корявый пятизначный номер. Но она тоже выжила, уехала в Израиль, там вышла замуж, воевала. Потом переехала в США.

«Сейчас я помню только два еврейских языка и немного английского, — говорит она, виновато улыбаясь. — Чешский совсем забыла».

10. Наш соотечественник Борис Фишман (Boris Fishman) родился в СССР, но по-русски говорит не очень хорошо и совсем не пишет. Зато пишет по-английски. Он американский писатель. В газете Wall Street Journal он описал свой первый День благодарения, когда он с родителями приехал в США в 1988 году. Он сравнивает опыт первых англоязычных иммигрантов в Северной Америке, пилигримов, приплывших на корабле «Мэйфлауер», и своей семьи — одних из самых недавних переселенцев в Америку, и находит общие черты.

11. Кто-то из наших соотечественников становится писателем, а кто-то жуликом. В той же New York Times в воскресенье, но уже в секции «Бизнес» описана история о том, как одну несчастную женщину угораздило купить пару очков в интернете. И как очки оказались совсем не тем, за что она заплатила довольно большую сумму денег, и как владелец сайта начал ей угрожать, когда она потребовала свои деньги обратно. Владелец сайта, известный ей под именем м-р Руссо, и правда оказался руссо эмигранто. У него, как выяснилось, было звучное американское имя Стэнли Болдс и не менее впечатляющее русскоязычное — Виталий Боркер. Стратегия Боркера, как выяснилось, была ему на руку. Потому что чем больше он нападал на своих покупателей, тем выше были его рейтинги в поисковой системе Google. То есть вся его деловая стратегия в том и заключалась, чтобы грубо нападать на своих покупателей, обманывать их и угрожать.

12. И наконец, как нужно обращаться с бандитами, продемонстрировала в самом конце недели бразильская полиция. С присущей бразильцам решимостью 2600 полицейских, парашютистов и спецназовцев взяли штурмом очередную трущобу в Рио-де-Жанейро. В Бразилии это обычное дело, столь же кровопролитно и шумно несколько лет назад полиция штурмовала фавелы в Сан-Паулу, деловой столице страны. Подобные действия, несомненно, вызывают одобрение обывателей и, возможно, на время локализируют деятельность наркоторговцев и криминальных банд. Но их влияние в бедных поселениях страны меньше от этого не становится. А настоящая война с ними может вылиться в нечто похожее на катастрофический мексиканский вариант.