Новый дом мастерской SPEECH находится в довольно мерзком районе Москвы, на улице Удальцова: там сплошные многоэтажные новостройки, одна монструознее другой, все похожие на какие-то гигантские кухонные комбайны. На таком фоне новый дом архитекторов Сергея Чобана и Сергея Кузнецова — сдержанный, строгой формы, детально проработанный, из дорогих материалов — кажется чем-то инородным.

Фасад набран из больших блоков светлого камня с рифлением. Похожий прием был использован и в доме в Гранатном переулке тех же авторов. «Такие закругленные каменные фасады с прорезкой — это, я вам скажу, даже для Западной Европы уникальное решение. Когда я сюда привозил бывшего главного архитектора Берлина Ханса Штимана, он довольно долго стоял с открытым ртом», — рассказывает Сергей Чобан.

По его словам, рифление не только подчеркивает толщину и массивность камня (обычно каменные фасады делаются из тоненькой плитки, которую наклеивают или привешивают к наружной поверхности здания), но и позволит зданию выглядеть еще благороднее со временем: «Гладкий фасад не воспринимает грязь, она просто по нему стекает. А когда есть орнамент и членение фасада, грязь будет забиваться в углубления и тем самым высвечивать рельеф».

Часто из экономии архитекторы делают фасад, выходящий на главную улицу, более сложным, а остальные — попроще. Здание на Удальцова — это дом-скульптура, тут одинаковый уровень отделки сохраняется со всех сторон: швы между каменными плитами спрятаны (как и отверстия, через которые на улицу выводится водопровод для разных технических нужд), двери подсобных помещений вписываются в общий облик строения: «Мы считаем, что задних фасадов не бывает, городское пространство раскрывается на все стороны, даже если фасад выходит во двор».

В доме использованы технологии, которые позволяют поддерживать в помещениях оптимальную температуру и освещенность, и создатели собираются получить один из европейских сертификатов соответствия нормам энергоэкологического проектирования: «У нас уже есть такой опыт в Германии, а в России это дело новое, и мы хотели бы использовать это здание как пионерский проект, поэтому при строительстве следили за тем, чтобы соответствовать всем параметрам этого сертификата». Если удастся получить сертификат, это будет первый случай для российской архитектуры.