<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/0QgoX78q-0Y&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/0QgoX78q-0Y&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="425" height="344"></embed></object>

Нормальному человеку трудно сказать, смотрит ли он на вогнутую или выпуклую поверхность маски. Как показало недавнее исследование, шизофреников и обкуренных этот глюк не пронимает. Ученые сравнили 16 здоровых и 13 шизофреников, показывая им парные фотографии. На одном фото всегда было нормальное лицо, на другом — искусственно вогнутое. Здоровые практически всегда ошибались, а больные нет. Ранее было показано, что иммунитет против такой ловушки приобретают и под воздействием тетрагидроканнабиола — активного вещества марихуаны.

Исследователи наблюдали на экране функционального томографа поведение разных отделов мозга испытуемых в момент выбора. Эти наблюдения наводят на интересные выводы о том, как наш мозг обрабатывает зрительную информацию.

Этот процесс складывается из двух составляющих: обработки «снизу вверх» и «сверху вниз». Два разных центра при этом выполняют две разных задачи. Обработка «снизу вверх» — это доставка зрительной информации в сыром виде в височную долю. Для височной доли не существует лиц, масок и иллюзий, любая картинка — это просто пиксели. Обработка «сверху вниз» происходит в теменной доле, которая как раз определяет, что это за лицо. В итоге сознанию выдается некий суммированный ответ — если два отдела договорятся.

В мозге здорового человека теменная доля (обработка «сверху вниз») обманывается и навязывает свою точку зрения всему мозгу. На экране томографа второй автор статьи, Джонатан Ройзер из лондонского UCL, наблюдал, как зажигается мостик — цепочка связей между теменной и височной долей. Это и был момент активного диалога между двумя отделами — в момент смятения. Мозг шизофреников вел себя иначе. Теменная и височная доля не устраивали такого насыщенного диспута. В итоге до сознания доходила картинка в ее первозданном виде — и иллюзии не наступало.

В этом месте Джонатан Ройзер приводит остроумное рассуждение из области истории науки. Слово «шизофрения» родилось в недрах френологии — псевдонауки о связи между психикой и шишками на черепе (от гр. френос — «шишка»). Создатель френологии врач Франц-Йозеф Галль считал, что безумие связано с разделением выпуклостей на темени — отсюда и шизо- (правильнее, «схизо»-) френия. Корень «схиз» встречается и в ряде других слов: например, в схизме, что означает раскол, разделение в церкви.

Как показали эксперименты Ройзера, у шизофреников действительно несколько ослаблены связи между теменной и височной долями. Эта заново открытая разделенность областей мозга стало неожиданной «рифмой» к давно написанным строчкам истории науки. Знание всегда развивается по спирали — и сегодня мы получили очередное этому подтверждение.