Вопрос отмены виз носит не столько ценностный, сколько практический характер. Эта отмена важнее для российской стороны, чем для ЕС.

Европейцы получат доступ в Россию, в то время как для россиян откроется 25 стран, большая часть из которых — экономически развитые страны со стабильной демократией.

Также, вероятнее всего, облегчится возможность поездок россиян в страны Северной Америки. Для Дмитрия Медведева, ставящего задачу модернизации страны и создания инновационной экономики, основанной на технологических достижениях, возможность безвизового обмена с Европой является важным политическим проектом. Сейчас Россия не очень привлекательная страна для иностранных инвесторов, бизнесменов и просто туристов, а визовые проблемы отталкивают от нее еще больше.

Многие полагают, что в нынешней ситуации России надо в одностороннем порядке просто отменить визы для граждан ЕС, а то и для граждан США. Старое правило визового паритета в данном случае не идет на пользу развитию России. Однако вряд ли президент на это решится.

При этом соображения, которыми руководствуется Запад, откладывая отмену обязательного визового режима, можно понять. С одной стороны, на Западе опасаются наплыва людей из России в поисках работы или лучшей жизни. Опасаются российских преступников, которые получат возможность перебазироваться в Европу. Состояние российской экономики, уровень безработицы и эффективность борьбы с преступностью — показатели, которые будут всерьез приниматься в расчет западными политиками при принятии решения о визах.

С другой стороны, есть проблемы недемократичности российского законодательства, касающегося иностранцев в России. Отказ от виз в западном понимании подразумевает свободное перемещение граждан ЕС по России. Это значит, что Россия сначала должна, например, отказаться от требований регулярной и обязательной регистрации иностранных граждан на территории России, от различного рода ограничений на их передвижения внутри страны, кроме районов, связанных с национальной безопасностью и т. д. Пока не будут отменены ограничения — кроме, естественно, права на работу — для иностранцев и иногородних, вряд ли западные политики пойдут на взаимную отмену визового режима. Этого также не произойдет, пока российские власти не приведут в систему разные, часто противоречивые административные внутренние требования к иностранцам из разных стран, собственным гражданам, а также не установят полноценный контроль над выдачей и циркуляцией удостоверяющих личность национальных документов. Вообще, пока не будет урегулирована правовая сторона вопроса, включая реальное равенство всех, включая иностранцев, приезжих и иногородних, перед законом и возможность найти безусловную защиту в суде и правоохранительных органах, Запад будет крайне настороженно относиться к безвизовому режиму.

То, что лидеры России, Франции и Германии только что на встрече в Довиле согласовали своеобразную «дорожную карту», подразумевающую в течение следующих 10-15 лет постепенную взаимную отмену виз, свидетельствует, что решить все эти вопросы будет непросто. Но желание есть с обеих сторон. Мяч, похоже, сейчас на российской половине поля. Ей предстоит проделать большой политический путь внутри себя, прежде чем поднимать вопрос о сроках и технических деталях отмены виз.

Отмена виз непосредственно связана с созданием общего экономического пространства и общей системы безопасности на территориях ЕС и России, включая военную безопасность, в том числе ПРО. В этой связи вопрос об отношениях с НАТО носит принципиальный характер. Дмитрий Медведев недавно заявил, что он будет принимать участие в саммите НАТО, который состоится 19 ноября в Лиссабоне. Для Москвы это большое решение.

Главным на этом саммите НАТО может стать вопрос о создании единой системы ПРО, к которой будет предложено присоединиться и России на равных правах. Собственно, такое предложение уже прозвучало на прошлой неделе в Брюсселе.

Команда Медведева прорабатывает варианты реакции на эти предложения, а также плюсы и минусы различных форматов будущих отношений с НАТО — от создания нового совместного командного и координирующего органа до возможности присоединения России к НАТО, другими словами, вступления в этот союз. Новая стратегическая концепция НАТО, которая должна появиться до конца этого года, будет основой, от которой Москва, естественно, станет отталкиваться в этом вопросе. Конечно, НАТО необходимо сначала самоопределиться и понять собственные перспективы перед тем, как начать всерьез смотреть в сторону России. Более того, без России Европа никогда не станет полноценным в экономическом и политическом плане континентом.

Однако, как мне кажется, особого выбора здесь нет. С одной стороны, нельзя же России стремиться к свободным и безвизовым отношениям со странами, входящими в военный блок, который считается потенциально враждебным. Это абсурд, ибо непоправимо подорвет безопасность страны в том виде, как она понимается властью. С другой стороны, невозможно создать эффективную систему ПРО без реального участия России. Без полноценного сотрудничества с Россией Европа никогда не будет чувствовать себя в безопасности — как военной, так и экономико-энергетической.

Поэтому, мне кажется, что есть всего два варианта развития событий в предстоящие два десятилетия. Первый: ЕС и Россия создают безвизовое общее экономическое пространство с единой системой безопасности, что подразумевает на практике вступление России в НАТО, как бы на деле это ни называлось. Второй: новый виток конфронтации, который, хотя и невыгоден обеим сторонам, но будет настоящей катастрофой для России, ибо даже на самых скромных планах модернизации придется поставить крест.

Конечно, есть еще один вариант: начать разговор о возможности вступления России в ЕС. Это, в частности, подразумевает отказ от рубля, вхождение в зону евро и передачу части суверенитета и ответственности Брюсселю. Однако мне кажется, что к этому не готова ни та, ни другая сторона. Разница ценностей, политических ориентиров и групповых интересов национальных элит слишком уж велика. Все-таки проще договориться о единой системе безопасности, общей экономике и безвизовом обмене.