Согласно оглашенным вчера генеральным прокурором России Юрием Чайкой данным, средний размер взятки в стране вырос за год на треть и достиг 30,5 тысячи рублей. Эта цифра включает данные всех ведомств, призванных бороться с коррупцией. По данным только МВД, средний размер взятки составлял летом этого года 44 тысяч рублей.

При этом эффективность борьбы с коррупцией стала ниже, чем год назад. В первом полугодии этого года на 11% сократилось количество выявленных коррупционных преступлений. Еще на 11% уменьшилось число чиновников, привлеченных к уголовной ответственности за коррупционные преступления. За первые шесть месяцев 2010 года выявлено более 142 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции, что ниже показателей 6 месяцев прошлого года — свыше 173 тысяч. Всего, по словам Чайки, в этом году было зарегистрировано почти 6 тысяч фактов получения взятки, а 20 тысяч должностных лиц привлечены к ответственности. Иначе говоря, капля в море.

Ситуация приобретает системный характер. Об этом, в частности, свидетельствует то, что количество уголовных дел, направленных в суд, осталось практически неизменным, но зато растет число оправданных и лиц, дела которых прекращены «за отсутствием события состава преступления» или «за непричастностью». По итогам первого полугодия, это 92 человека, что в два раза больше, чем за такой же период 2009 года. Сроки расследования дел о коррупционных преступлениях растут. В прошлом году с нарушением сроков расследовалось каждое пятое дело, в этом году — уже каждое четвертое. Следователи все чаще просто прекращают уголовные дела, связанные с расследованием коррупции.

Интересно, что наиболее распространенным видом наказания тут является условный приговор. Он определен почти в 55% случаев. Приговорены к тюрьме только 16%, как правило, за получение взятки, мошенничество с использованием служебного положения в крупном или особо крупном размере. Денежный штраф назначен более 26% осужденных. На 30% возросло в этом году количество уголовных дел по коррупции, прекращенных по реабилитирующим основаниям.

Другими словами, борьба с коррупцией затухает на глазах.

Почти одновременно с этой информацией из сообщения Росстата мы узнали, что среднемесячная зарплата госслужащего в России составила сегодня 35 тысяч рублей. Иными словами, средний размер взятки стал соответствовать средней зарплате государственного служащего. Баланс, таким образом, установлен. Теперь, видимо, можно полагать, что средний размер взятки будет коррелироваться со средней зарплатой госслужащего и наоборот. Можно даже закрепить это в законодательном порядке, чтобы граждане при даче взятки знали, на что ориентироваться.

При этом всем понятно, что речь в основном идет о так называемой бытовой коррупции. В стране, где дороги дешевле покрывать черной икрой или трюфелями, чем асфальтом, никто толком не знает размеров коррупции наверху.

В том числе суммы откатов в разных отраслях экономики, объемы договоренностей при распиле бюджетных денег в центре и регионах. Никто не отслеживает манипуляции с собственностью и недвижимостью, суммы «подарков» чиновнику или его близким за то или иное экономическое решение, содержание нематериальных преференций и услуг, которые получают некоторые госслужащие и их родные за «положительное решение вопроса», и т. д. Понятно, что там фигурируют гораздо более крупные суммы, Поэтому средний размер взятки является весьма обманчивым показателем.

Страна все больше погружается в системную коррупцию. Борьба же ведется с ее бытовыми проявлениями, где крайними стали гаишники, врачи, учителя и т. д., на которых успешно была переведена стрелка общественного возмущения. В результате от публичного обсуждения уведены основные коррупционные механизмы и участники. Но складывается впечатление, что даже на низовом уровне правоохранительные органы не справляются с задачами по борьбе с коррупцией.

Главная причина — отсутствие политической воли наверху. Маленький пример. Россия до сих пор не ратифицировала статью ооновской Конвенции о коррупции, говорящей о незаконном обогащении, если расходы чиновника и его семьи значительно превышают их доходы. В России госслужащие не обязаны отчитываться в расходах, а лишь декларируют доходы. При желании Кремля ратифицировать этот параграф можно было бы легко. Но политической воли даже на этот шаг не хватает. Ее даже не хватает на то, чтобы заставить всех чиновников задекларировать свои доходы, как этого требует указ президента страны.

Отсутствие политической воли приводит к тому, что основная, самая большая и опасная часть коррупции остается за пределами действий правоохранительных органов. В результате разрушается само государство, ибо построить эффективный механизм управления в условиях массовой коррупции просто нельзя. Можно забыть о модернизации, конкурентоспособности национальной экономики и других привлекательных программах и идеях.

Конечно, не только отсутствие высшей политической воли является причиной поражения в борьбе с коррупцией. Их еще много: от качества правоохранительных органов до гипертрофированной роли государства в экономике, в результате чего чиновник приобретает возможность распоряжаться большими деньгами, ему не принадлежащими.

Чиновник в российской экономике является основой, причиной, источником и механизмом коррупции одновременно.

Однако, на мой взгляд, более тревожно другое: с тем, что Россия — это страна, где коррупция была, есть и всегда будет, а бороться с ней бессмысленно, сами россияне полностью примирились. Они согласны жить в таких условиях. А раз так, то на наличие политической воли наверху в самом обществе запроса нет и не будет. Оценивать деятельность президента Медведева по результатам борьбы с коррупцией никто не собирается.

В свое время я предлагал легализовать часть коррупции на бытовом уровне с тем, чтобы, во-первых, высвободить силы для борьбы с коррупционными механизмами, а не самими коррупционерами, а во-вторых, для того, чтобы коррупция приносила доход государству в виде отчислений и налогов с взяток, откатов и т. д. Отчасти моя идея была реализована в программе коммерциализации услуг государственных учреждений.

Но, может, пойти дальше? Бороться с коррупцией путем ее поддержки, например.

Во-первых, легализовать коррупцию полностью, во-вторых, создать государственную программу развития коррупции в стране, в-третьих, учредить соответствующее министерство, которое этим бы занималось. Сделать развитие коррупции частью программ политических партий, написать учебники на эту тему и т. д. На самом деле сделать взятку зарплатой. Согласитесь, есть очень большая вероятность, что эта программа — как многие другие остальные в нашей стране — будет провалена. Что, собственно, и будет большим успехом в уничтожении коррупции, чем нынешняя борьба с ней.