Исследование, появившееся сегодня в журнале PNAS (его издает Национальная Академия наук США), рассказывает леденящую душу историю об эксперименте на живых людях. Авторы исследования восемь недель кормили 28 стройных женщин и мужчин молочными коктейлями и сникерсами, а также рекомендовали им есть больше обычного, не останавливаясь после чувства насыщения. В итоге все участники эксперимента набрали в среднем по пять килограмм. Но эти килограммы оказались совершенно по-разному распределены на их телах — и более того, повлекли за собой совершенно разные последствия для здоровья испытуемых.

Исследователи измеряли объемы талии и бедер участников эксперимента, с помощью шприца отбирали пробы жировой ткани, окрашивали их особым образом и фотографировали жировые клетки под микроскопом, сравнивая их развитие в разных частях тела.

Жировая клетка, или адипоцит, представляет собой миниатюрный склад жира: все ее органеллы, в том числе ядро, сдвинуты к самому краю, а практически весь объем клетки занимают жировые капли — или же одна гигантская каплища. Адипоциты могут увеличиваться в размерах за счет роста своих жировых капель. Кроме того, в теле человека могут образовываться новые адипоциты, хотя в некоторых исследованиях было показано, что после 20 лет число жировых клеток не меняется.

Авторы новой работы опровергли эти данные, заодно выяснив, что живот и попа увеличиваются в размерах по-разному: если на талии чрезмерное потребление «сникерсов» вызывает разбухание уже существующих жировых клеток, то ниже спины избыток калорий провоцирует появление новых клеток с запасами жира.

Казалось бы, какая разница, толстеют уже существующие клетки или растут новые? По мнению ученых, разница есть, и весьма существенная. Быстрое появление новых жировых клеток на бедрах, как полагают исследователи, указывает, что это место было изначально выбрано природой для складирования «лишнего». То есть рост числа адипоцитов на бедрах при поступлении чрезмерного количества пищи — нормальный процесс. При этом увеличение размеров уже существующих жировых клеток — процесс не очень здоровый. В целом ряде более ранних работ было показано, что разбухание адипоцитов на талии статистически связано с диабетом второго типа; в экспериментах на животных прослеживается четкая причинная связь между жиром в животе и метаболическим синдромом (что означает высокий риск развития инфаркта, инсульта или диабета), а в долгосрочных эпидемиологических работах показано, что даже незначительное «вывешивание» брюшка над поясом в среднем возрасте дает шестикратно увеличенный риск старческого слабоумия после 75.

В своих предыдущих работах авторы сегодняшнего исследования выяснили, что увеличение объема бедер каким-то образом мешает накоплению жира на талии: если при потолстении быстро растут бедра, то живот обязательно отстает. Было бы ужасно интересно узнать, существуют ли какие-то биохимические сигналы, при помощи которых более здоровый механизм складирования лишних калорий на бедрах «выключает» неправильный способ создания запасов на животе — или же речь идет просто о конкуренции за ресурсы между этими двумя хранилищами.

Конечно, рано или поздно даже самые масштабные складские помещения могут оказаться забиты под завязку и живот получит свое. Но пока это не случилось, давайте радоваться тому, что есть! Я смотрю на себя в зеркало и понимаю, что в следующий раз пойду в спортзал с чуть более легким сердцем: все не так плохо, как я думала.