У школы Пушкина четверо основателей: я, Ольга Брейдо, Марина Левина и Марина Квитко-Чернер. Некоторые из нас окончили школу здесь и поэтому хорошо интегрированы в американскую культуру. Я приехала в Америку позже всех — мне было уже 20 лет.

Нас объединяет русский язык: когда мы говорим о культурном наследии, речь идет прежде всего именно о языке. Поэтому, открывая школу, мы не ставили задачу создать оплот русской идентичности в Америке, а хотели просто сохранить язык — как и большинство родителей, которые приводят к нам своих детей. Эти родители совсем разные: кто-то оказался в Америке в возрасте четырех лет и говорит по-русски с сильным акцентом, кто-то приехал из Москвы пару лет назад. У нас есть семьи с Украины (причем некоторые с родным украинским языком, изучающие русский как второй иностранный), из Литвы и других бывших советских республик.

В Америке русский язык поддерживается только семьей, и как только ребенок идет в англоязычную школу, русский совсем перестает развиваться. Наши знакомые все как один жаловались, что до пяти лет дети говорят на русском, а после и игры у них на английском, и общение с родителями. А мы хотели, чтобы у наших детей появились друзья, с которыми они привыкли бы говорить по-русски. И сейчас мы видим, что их язык продолжает развиваться, потому что они общаются между собой по-русски.

В наших программах дети учат русский, математику и музыку. В 6 лет они начинают посещать театральную студию, которая, по нашим наблюдениям, очень помогает раскрепощению детей и дальнейшему развитию их устного русского. В этом году мы сделали вводный курс истории и собираемся продолжить его в следующем году.

Еще у нас работает программа Math-m-Addicts, созданная мужьями моих коллег. Они родом из Питера и окончили те же знаменитые матшколу и маткружок, что и Григорий Перельман. Сейчас у нас уже три кружка для старших классов и семь преподавателей, причем все они занимаются с детьми на общественных началах. А трое учителей побеждали в международной математической олимпиаде.

У нас постоянно возникают новые идеи, как внести в жизнь наших детей больше разносторонних занятий на русском языке. Например, в прошлом году мы начали совместный проект с Наташей Шлесинджер. Наташа — дочь создателя «Радионяни» Александра Лившица. В Америку она приехала очень давно и уже здесь получила степень магистра искусств. Наташа устраивала экскурсии на английском для детей — водила их по музеям Нью-Йорка. А мы предложили ей создать русские группы, и теперь наши дети ходят в эти же музеи и слушают рассказы на русском.

Логично было бы открыть полную образовательную школу, а не дополнительные программы, которые есть у нас сейчас. Но в Нью-Йорке очень много замечательных англоязычных школ, и создать еще одну, которая могла бы дать детям все то же самое и еще русский язык в придачу, — это дело десятилетий. Возможно, когда-нибудь мы к этому придем, но мы не планируем бурно развиваться. Образовательный проект не может расти быстро: нужна индивидуальная работа с учителями, и поэтому мы стараемся не нанимать больше двух-трех новых преподавателей в год.