В последнее десятилетие из-за того, что в мире появились в небывалом раньше объеме свободные деньги, в архитектуре произошел некий перекос. Архитекторы вдруг почувствовали себя художниками, у них возникла иллюзия, что архитектура может иметь самостоятельную ценность, не соотносимую с потребностями человека. Стали появляться архитектурные объекты, которые должны в первую очередь привлекать — бизнес, туристов, быть конкурентными. Громадное количество суперэффектных, суперамбициозных зданий невероятных форм, которые скручиваются, падают, витают в воздухе и так далее, — все это иллюстрировало чрезвычайный рост человеческих амбиций, который подпитывался деньгами.

Но уже две последние биеннале показали, что эта тенденция уходит в прошлое. Архитекторов стал занимать вопрос о том, как архитектура соотносится с человеком, с окружающей средой, с природой. Четыре-пять лет назад появился термин «устойчивая» или «зеленая» архитектура, то есть разумная и достаточная. Это своего рода отрыжка от пресыщения суперэффектной архитектурой. Многие архитекторы — Заха Хадид, Том Мейн и другие — продолжают удивлять нас своими архитектурными фантазиями. Но мне кажется, что чем дальше, тем влияние этих архитекторов на состояние архитектурного цеха уменьшается. Эпоха аттракционов должна закончиться.

На нынешней биеннале нет павильонов, которые демонстрируют какие-то архитектурные шедевры, здесь нет экспозиций, глядя на которые испытываешь такой восторг, что идет кругом голова. Эта биеннале, скорее, размышление о том, куда мы движемся, осознание того, какие поступки могут привести человечество к необратимым последствиям, поиск выходов и путей развития. И именно в этом контексте я бы выделил несколько павильонов, особенно мне понравившихся.

Датский павильон — один из самых профессиональных. Очень красивая, серьезная и вдумчивая экспозиция: очень много макетов, видеоинсталляций, проектов реконструкции центров разных крупных городов. Авторы задают очень много вопросов и пытаются на них ответить — так сразу возникает диалог между зрителем и экспозиционером.

Датский павильон

Второй павильон, который я бы хотел отметить, — австралийский. Там вся экспозиция представлена в формате 3D. Они показывают потрясающие стереоизображения современной Австралии — городов и ландшафтов и показывают мир будущего. Эти видео потрясают воображение — Кэмерон просто отдыхает!

Я посмотрел эту экспозицию дважды и сходил бы еще раз — просто невозможно оторваться. Помимо фантастического качества технологий, это еще и чрезвычайно умно и красиво. Они щедро выбрасывают в пространство такое количество идей и находок, что это вызывает восхищение.

Третий, на мой взгляд, очень интересный павильон — французский. Там все сделано очень масштабно — грандиозные планы реконструкции Лиона, Парижа, Марселя и ряда других французских городов. И все, начиная от очень грамотно подобранных звука и изображений и заканчивая отдельными деталями десятка проектов, все завораживает. Потому что понимаешь — точкой отсчета является человек: виден и ритм жизни жителей городов, что им нравится, как они разговаривают.

Французский павильон

Отдельные элементы экспозиции мне понравились в голландском павильоне. Там потолок сделан в виде города, в котором уже не осталось свободного места — все застроено. Они не дают никакого решения, как двигаться дальше, но показывают, что наступил предел застройки и дальше этот потолок просто может на нас обвалиться и подмять под себя всех.

Нидерланды

Очень красивая, умная, но спорная экспозиция у Рема Колхаса. Он демонстрирует, как работал с историческими объектами, и рассуждает о ценности всей исторической застройки в целом. Он изучает опыт двух великих людей — Раскина и Виолле-ле-Дюка. Один предлагает все сохранять и консервировать, а второй показывает, что все нужно обновлять, можно даже заново выстраивать исторические здания. То есть Колхас рассматривает вопрос подлинности, провоцирует на размышления о том, что нужно делать со зданиями, которые отжили свой век.

Экспозиция Рема Колхаса

Из павильонов — это все. А что касается Арсенала, там есть интересные попытки поработать с состояниями и настроениями при помощи разных инсталляций, но я не могу сказать, что мне что-то очень понравилось.

Репортаж с открытия XII архитектурной биеннале в Венеции