В середине 1990-х казалось, что пришел долгожданный конец золоту как финансовому активу. Серьезные специалисты уже давно утверждали, что золото — пережиток прошлого, а вера в него идет вразрез со всеми постулатами современной экономической науки. Ведь это непродуктивный актив: он не только не приносит инвестору прибыли, но и требует средств на свое содержание — оплату места для хранения, охраны, страховки и пр.

Единственный способ заработать на золоте, утверждали эксперты, когда такие же простаки начнут инвестировать в него после вас и надуется пузырь. Кто-то из экономистов и вовсе назвал золото самым долгоиграющим пузырем в истории.

Крупные центробанки мира явно купились на эту идею и в последнее десятилетие прошлого века активно золото продавали. Настолько активно, что цена на желтый металл резко упала, и в 1999 году была заключена Вашингтонская конвенция, накладывающая ограничения на продажу золота государствами. Уже в 2006 году центробанки продали лишь 380 тонн из своих запасов вместо разрешенных 500.

Наряду со злопыхателями, у золота всегда были и свои поклонники. В частности, цена золота, выраженная в других «вечных» ценностях, например хлебе (исторический аналог «индекса бигмака»), была на протяжении веков более или менее постоянна. Используя золото, можно довольно точно определить, что сколько стоило в Древнем Риме или в средневековом Франкфурте. Золото — единственный инвестиционный актив, который сохранял свою привлекательность на протяжении всей истории человечества; пренебрежение им свидетельствовало о большой самонадеянности экономистов.

Впрочем, наиболее рьяно золото защищают вовсе не историки, а так называемые «золотые жучки», группа одержимых инвесторов. Это особый вид помешательства: они ожидают конца света, мировых катаклизмов, краха резервной роли доллара и уничтожения бумажных денег. Наиболее известные из них каждый год обещают скорый апокалипсис и резкий взлет золота.

И вот наконец они оказались правы! Цена на золото последовательно растет уже почти 10 лет, поднявшись с 2001-го примерно на тысячу долларов за унцию. Недавний рекорд составляет 1271 доллар. Динамика роста цен на золото интересна и сама по себе. Конечно, толчок ему дали теракты 11 сентября 2001 года, но золото стало дорожать еще в начале того года. Рост продолжается, меняются и объяснения.

Золото считается хорошей защитой от инфляции. После того как лопнул пузырь на рынке высоких технологий, Федеральная резервная система США резко снизила процентные ставки, добавив денежной массы после терактов. Возможно, поначалу инвесторы действительно опасались инфляции. Но инфляция никак не хотела ускоряться аж до 2008 года, а золото все равно росло в цене. Тогда посчитали, что инвесторы видят в золоте альтернативу слабеющему на глазах доллару. Однако после экономического краха доллар и казначейские бумаги США, напротив, резко поднялись в цене, показав, что именно американская валюта остается самым безопасным активом. Шутка сказать, во второй половине июля 10-летние облигации приносили всего 2,86% годовых. А двухлетние и вовсе 0,6%.

Журнал Economist недавно посвятил золоту специальный раздел. Согласно анализу экспертов, рост желтого металла подошел к концу. И правда, за пять недель с середины июня золото потеряло более 100 долларов за унцию, или почти 10% своей цены.

У меня несколько иной взгляд на причины «золотой лихорадки» последних лет. По моим подсчетам, золото должно продолжить подъем.

Да, экономисты правы. Инвестиции в золото для экономики бесполезны. Это наименее производительный актив. Но тем он и привлекателен.

Золото растет в цене, когда инвестиции в производительные активы убыточны либо крайне рискованны. Например, при высокой инфляции, которая стимулирует потребление и наказывает тех, кто делает долгосрочные вложения, особенно в производство. Или в смутные политические времена.

Сегодня по миру бродит призрак кризиса избыточных инвестиций и перепроизводства. Начиная с середины 1990-х, когда бешеными темпами стал развиваться Китай, мировая экономика переживала небывалый инвестиционный бум. Лишь иностранные инвесторы вложили в производственные мощности КНР за последние 30 лет более одного триллиона долларов. Конкуренция с Китаем потребовала интенсивных инвестиций и от фирм в других странах Азии, чтобы поднять технологический уровень своих предприятий и уменьшить затраты. Одновременно в эту гонку включились страны Восточной Европы, Латинская Америка, Индия.

Производственные мощности увеличивались, а спрос повышался главным образом потому, что в США небывалыми темпами росло кредитование. Но после 2008 года кредитные пузыри на финансовых рынках полопались. «Долопываются» лишь несколько оставшихся — например, в еврозоне.

В ближайшие годы эти раздутые производственные мощности наткнутся на крайне низкий спрос. Во всяком случае, новые инвестиции в производство сегодня совершенно бесперспективны. Тот факт, что в странах Азии низкие процентные ставки и огромные сбережения продолжают питать рост инвестиций, лишь усугубит грядущий кризис.

Да, вложение в золото не приносит дивидендов, но не приносят их сегодня и государственные облигации более или менее кредитоспособных стран. Доходность долгосрочных долларовых бумаг Мексики или Бразилии составляет всего 4,5-5%.

Сегодня инвесторы не надеются жиреть. Сохранить хотя бы то, что имеешь.