Как-то я провел на сайте опрос: «Что самое противное из того, что вам приходилось есть?» Выяснилось, что большинство вспоминает не крыс, змей и насекомых, а комки в манной каше и молочный суп, которым их пичкали в детском саду. Стало понятно, что нанесенный нам в детском саду гастрономический удар был почти что сокрушительным. Детский сад поломал представление о еде как о чем-то приятном, вкусном, познавательном. Принятие пищи на долгие годы стало тем, чего хотелось избежать. И уж точно детские сады надолго отбили любовь ко многим продуктам и блюдам. Как и желание пробовать что-то новое. Я, например, только к 30 годам окончательно излечился от детсадовского комплекса. Начал есть цветную капусту во всех ее видах, и обычную, пить кисель и прочее. А ведь почти всю мою сознательную жизнь все это вызывало во мне рвотные позывы. Мы решили, что нужно отправиться в детские сады и лично проинспектировать, чем же сейчас кормят детей. И выяснить, наносят ли им гастрономические травмы, схожие с нашими, или времена (и блюда) изменились. Вот точно, что изменилось, так это география нашего проживания. Так что мы пошли сразу в три детских сада — московский, лондонский и нью-йоркский.

Москва

Детский сад:

Детский сад комбинированного вида №2639 (заведующая Ткачук Лариса Михайловна)

Меню обеда:

Салат из отварной свеклы с чесноком с растительным маслом

Суп картофельный на мясном бульоне со сметаной

Голубцы ленивые с отварным мясом

Компот из свежих фруктов

Хлеб ржаной

Обедали: Екатерина Дроздова, Максим Сырников, Виктор Майклсон, Борис Акимов

Борис Акимов

Система питания в российских детских садах разрабатывается в НИИ питания РАМН, а утверждается главным санитарным врачом России Онищенко. Для Москвы два года назад было утверждено 20-дневное меню из неповторяющихся продуктов. Оно является единым для всех детских садов, то есть все дети в городе Москве каждый день получают одинаковую еду.

В последние два года из меню исключили все жареное, а также продукты, не прошедшие повторную термическую обработку. Все блюда готовятся в духовке или на пару. Появились новые продукты и блюда: мюсли, сухие завтраки «Нестле» (шоколадные шарики), спаржа, киви, овощные супы-пюре и т. д.

Надо сказать, что обед был очень даже ничего. Но при этом все те же знакомые с детства вкусовые особенности — пресность пищи и упор на вареное. Ну ладно запретили жарить — хотя это тоже большой вопрос. Но ведь запекать можно. И еще важная деталь — все та же склонность к размытию вкуса продукта. Вместо акцентирования на тех или иных вкусовых особенностях предлагается сделать наоборот — усреднить вкус, сделать его похожим вне зависимости от того, что именно ты ешь. Правда, это точно не вина этого детского сада, а системы, которая разрабатывается в НИИ питания.

В общем, я предлагаю разработать собственное меню и его в этот НИИ послать. Может, прислушаются?

Максим Сырников:

Мне как отцу ребенка, который в данный момент находится в детском саду в другом городе, было особенно интересно узнать, чем сейчас в них кормят. У меня нет серьезных претензий к тому, что я сегодня съел. Хотя я бы, например, не стал класть в суп для детей такие большие куски картофеля и моркови. Но это скорее мои придирки, а по общему впечатлению все съедобно, не лишено вкуса и приготовлено грамотно. Скажем, мелкопорезанный укроп в ленивых голубцах меня приятно удивил, потому что во времена моего детства укропа в меню детского сада не было. Другое дело — то, что я сегодня здесь услышал, дало почву для дальнейших размышлений. Некоторые вещи меня порадовали, а другие огорчили. Порадовало, например, что ребята в детском саду могут отличить ватрушку от кулебяки. И то, что здесь готовят кулебяку и дети знают это слово, приятно.

Виктор Майклсон:

В целом у меня сложилось позитивное впечатление. Меня по-хорошему удивило то, что мы здесь увидели. Это очень сильно отличается от детского сада, куда я ходил 50 лет назад (а моя дочка лет 25 назад). Все здорово изменилось в лучшую сторону. Но очень сложно говорить, как дети будут воспринимать взрослую пищу, особенно если они начнут путешествовать, ходить по разным ресторанам даже в Москве. Потому что кухня в детском саду все-таки среднестатистическая. Вкус не выделенный, еда кашицеобразная. В ней нет того, что может детей научить хорошему восприятию различных вкусов. Это то, чем занимается Slow Food, и я не могу об этом не сказать. Конечно, необходимо сенсорное воспитание. Детей нужно учить различать вкусы ингредиентов, кухонь, направлений. Отсутствие специй и тот факт, что большинство продуктов переварено, дадут детям определенное отставание. Хотя понятно, что основная забота здесь о здоровье детей.

Думаю, это урок для родителей: побольше давайте детям разного, в том числе взрослого. Потому что база, которая дается в саду, не позволит им развивать свои вкусовые ощущения и качественно воспринимать пищу.

Екатерина Дроздова:

Мне кажется, мы попали в какой-то идеальный детский сад. Здесь есть съедобная еда, здесь есть совершено адекватная заведующая, которая эту еду пробует и беспокоится о ее вкусе, здесь есть свой огород, где детям объясняют, как что растет. Я не ожидала, что в Москве есть такой детский сад, тем более государственный. Уверена, что это практически единичная история — судя по тому, что рассказывают мне родители, чьи дети ходят в детские сады.

А не понравилось, что нет живых продуктов. То есть это некая государственная политика: нельзя есть творог, а можно полуфабрикаты. Нельзя есть блины, хотя в них жареное мясо и тесто, а можно есть готовые завтраки непонятного происхождения. Для меня это вопрос. Я считаю, это обыкновенная российская боязнь ответственности. Ведь гораздо проще загрузить готовые завтраки, которые не портятся, развезти их по всей Москве и не париться.

Борис Акимов

Завтра читайте о походе в детский сад в Лондоне.

Заключительная часть о еде в нью-йоркском детском саду.