В последнем номере журнала Science опубликованы результаты социологического исследования, в котором ученые попытались ответить на вопрос, в каком возрасте формируется чувство справедливости, и как это проявляется. Оказалось, что в возрасте от 11 до 13 лет дети переходят от представления «каждому поровну» к представлению «каждому по труду», на котором, как известно, основано устройство современного общества. Мы готовы справедливо награждать (или наказывать) тех, кто это заслужил. Мы готовы признать и принять неравенство, например, в распределении вознаграждения, если такое распределение кажется нам справедливым.

Но, как любые сложные когнитивные механизмы, эти представления вызревают годами. Ученые провели эксперимент среди детей различного возраста, используя для этого игру в диктатора. Я уже описывала ее в прошлом материале. В этой игре один участник, диктатор, распределяет деньги между другими участниками игры. Распределение полностью зависит от воли диктатора, никто не может повлиять на его мнение.

На этот раз, правда, игра была модифицирована: ученые хотели понять, осознают ли дети разницу между трудолюбием и слепой удачей, распределяя доход. Для этого надо было ввести оба этих понятия в сюжет игры. Всем участникам отводилось одинаковое время, 45 минут, на работу в интернете. Целью работы было набрать как можно больше очков, которые дети получали, выполняя короткие задания по арифметике. Однако, согласно правилам, они имели право отвлекаться от выполнения заданий: помимо рабочего, им был предложен еще один сайт — развлекательный. Там они могли посмотреть короткие видеоролики или поиграть в компьютерные игры. То есть хочешь — работай и зарабатывай очки, хочешь — отдыхай и получай удовольствие. Так оценивалась степень трудолюбия участников. В конце игры объявляли, кто сколько очков набрал, и присуждали участникам вознаграждение. Но награда распределялась неравномерно: кому-то за одно полученное очко доставалось 8 центов, а кому-то — только 4. Так вводился критерий удачи.

Ну а дальше наступал час справедливости, точнее, проверки того, как дети ее понимают. Участников разбили на пары и рассказали им, сколько времени каждый из них провел на рабочем сайте, сколько набрал очков, сколько стоили его очки и сколько денег каждый заработал. Каждому ребенку из пары предлагалось побыть в роли диктатора: поделить заработанную сумму, то есть сказать, сколько денег он возьмет себе, а сколько отдаст товарищу. Девочек и мальчиков тестировали раздельно. Все дети были склонны переделить деньги, нивелировав «удачу» и прибегнув к тому, что считали справедливым.

Интересно, что дети в самом младшем из тестируемых классов (пятый класс, 11 лет) делили деньги поровну, не обращая внимания на то, кто сколько заработал. Но уже в седьмом классе дети вели себя совершенно иначе: при распределении денег они учитывали трудолюбие, причем только трудолюбие, но не «удачу». К последнему, 13-му классу эта тенденция стала еще более выраженной. Тут напрашивается два интересных вывода. Оказывается, в разном возрасте справедливость можно представлять себе по-разному. И в каждом возрасте человек искренне убежден в своей правоте, и это диктуется некоей логикой.

Отчего же именно в 12-13 лет происходит формирование «взрослой» справедливости? Что должно поменяться в сознании ребенка, чтобы он пришел к такому понятию о должном? Очень интересно узнать мнение читателей.