Британский опрос показал, что за прошедший год пятая часть детей в возрасте от 7 до 14 лет не написали ни одного бумажного письма. Сью Палмер, автор книги «Токсичное детство», говорит газете The Guardian, что письма от руки гораздо более личные, чем электронная почта, но cовременные дети теряют этот базовый навык: «Если мы заботимся о реальных связях, мы должны вкладываться в реальную коммуникацию, а не только в короткие поздравительные открытки, тексты или электронные письма. Более того, если мы заботимся о культуре мышления, мы должны поощрять наших детей тратить время и энергию, чтобы учиться письму».

Время — главная проблема: бумага и чернила ассоциируются с теми неторопливыми временами, когда не было глагола «эсэмэсить», зато были почтовые ямщики, с их бубенцами и «чу!». Бывшие ученики советских школ вспомнят еще, наверное, «друзей по переписке», с которыми решительно нечего было обсуждать, кроме собственно географии. Тогда для этого было время.

Моя дочь периодически ходит на почту с какими-то тайными конвертами и бандеролями — переписывается с подружкой из соседнего района Москвы. Отправит, а потом бежит к компьютеру сообщать. Подозреваю, им нравится сам факт, что в эпоху электронных покупок и виртуального обучения все еще можно передать другому физический объект. Правда, письма внутри конвертов распечатаны на принтере.

И вот меня мучает вопрос: должны ли мы под воздействием ностальгии влиять на образ жизни детей и насильственно отрывать их от компьютеров? И как именно скажется отсутствие постоянной практики писать бумажные письма на будущей культуре мышления?

[poll id="21" align="left"]