В эту среду министр транспорта Великобритании лорд Адонис заявил, что закрытие воздушного пространства над Европой на шесть дней было чрезмерной предосторожностью.

В России тоже звучат голоса «пепельных скептиков», но в несколько иной плоскости. Так, генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов сказал, что летать нельзя через вулканические облака, но взвесь из вулканического пепла, которая распространилась над Европой и частично Россией, для полетов не опасна. «Именно поэтому российские власти не ограничивают работу авиатранспорта и поступают абсолютно правильно. В Европе вопрос опасности вулканического пепла в воздухе, как мне кажется, перерос из авиационного в политический и встал в один ряд с такими мифическими угрозами, как птичий и свиной грипп, атипичная пневмония и "проблема 2000"».

Политик Алексей Митрофанов в своем блоге на сайте «Эха Москвы» всерьез предположил: воздушное пространство над Европой закрыли для того, чтобы не слишком много людей приехали на похороны Леха Качиньского. «На наших глазах рождаются новые инструменты управления глобальным миром. Инструменты невоенные. Атипичная пневмония, птичий грипп, а теперь вот исландское облако способны вывести из игры целые страны и континенты», — пишет политик.

Надо сказать, что многие российские специалисты не спешат осуждать воздушные службы. «Это была не лишняя мера, — говорит об отмене европейских рейсов Олег Ряполов, начальник службы безопасности полетов 237-го центра показа авиационной техники из группы «Русские витязи». — Авиация — дело тонкое, и двигатели — это серьезная конструкция. Попадание любого песка и пепла, конечно, влияет на работу двигателя».

«Авиация так устроена, — соглашается Алексей Герваш, пилот, психолог и руководитель центра «Летаем без страха». — Даже если есть 0,1% риска, этого достаточно для того, чтобы все сидели на земле и ждали, пока риск будет убран. Авиация повела себя так же, как она ведет себя всегда, — с кучей перестраховок».

По словам Герваша, это дополнительный аргумент для людей, которые страдают аэрофобией: из-за вулкана авиакомпании теряют 200 000 000 долларов в день, но при этом никто никуда не летит. Значит, системы безопасности полетов очень серьезные и им можно доверять. «В мире сотни организаций и миллионы людей, которые обеспечивают безопасность воздушных перевозок, — говорит Алексей. — И если они принимают решение, что можно лететь, — значит, можно лететь. Это не зависит от конкретного дяди Васи, который решил лететь или не лететь. Это мощнейшие мировые системы. Системы, по своим масштабам соизмеримые с ООН. Если они решили, что надо, — значит, надо».

Интересно отметить, что в Европе и США применяются разные системы управления полетами и, соответственно, системы безопасности. В Европе за это отвечает Международная организация гражданской авиации (ICAO), учрежденная ООН, в то время как в США — Федеральное управление гражданской авиации США (FAA). На вопрос, закрыли ли бы США свое воздушное пространство в аналогичной ситуации или нет, руководитель пресс-службы американской Ассоциации воздушного транспорта (Air Transport Association) Дэвид Кэслветер (David Castleveter) ответил так: «У нас работает другая система, и был бы другой процесс принятия решений. Но было бы неправильно сейчас говорить, что у нас поступили бы так-то или по-другому. Надо смотреть на обстоятельства». Никто в американской авиации, по мнению Кэслветера, не поставил бы под сомнение решение об отмене полетов, если бы был какой-то риск безопасности. «Правда, активных вулканов в США нет», — рассмеялся Кэслветер.

В следующий раз, по словам Кэслветера, европейцы в любом случае будут действовать гораздо более обдуманно: «Я думаю, что масштабность ситуации, которую мы только что пережили, заставит нас оглянуться и как следует проанализировать то, как мы принимали решения. Не думаю, что сейчас было бы справедливо говорить, что меры предосторожности были чрезмерными. Я думаю, надо будет как следует все изучить, понять, почему именно они приняли такие решения, и только потом делать выводы».