Илья Колмановский: Ну что, вы довольны — настал ваш звездный час?

  

 

Джей Миллер: Ну, мне очень и очень интересно — так будет точнее. 

 

 

ИК: А что конкретно вам интересно?

ДМ: Например, этот вулкан извергался с большой силой несколько раз в истории; сильнее всего — в 934 году. Мы думаем, что это имело влияние на климат, но не знаем наверняка. Если уловим влияние сегодняшнего извержения — поймем, как влияли прошлые. 

ИК: Каковы шансы на реальное влияние?

ДМ: Если вулкан будет извергаться с такой же силой и не более нескольких месяцев — люди ничего не почувствуют; разницу уловят лишь тонкие измерения приборами. 

ИК: Предсказать, как долго будет длиться это извержение и станет ли оно сильнее, нельзя?

ДМ: Нельзя. 

ИК: Предсказать, начнется ли извержение гораздо более крупного вулкана Катла, можно?

ДМ: Нельзя. Но каждый раз, что извергался Эйяфьятлайокудль, — через некоторое время после этого стартовала и Катла. Правда, гораздо чаще она стартовала сама, без своего меньшего соседа. 

ИК: А еще в мире есть такие же большие системы вулканов, которые могут заметно вмешиваться в нашу жизнь?

ДМ: Конечно. По всему периметру Тихого океана: Гавайи, Аляска, Камчатка. 

Предоставлено автором
Предоставлено автором

ИК: В истории Земли бывали катастрофические периоды, когда одновременно работали многие десятки таких же сильных вулканов. Такое может начаться завтра?

ДМ: Да, такие периоды были — но очень давно. Нет оснований считать, что такой период начнется скоро. 

ИК: Есть ли основания считать, что не начнется?

ДМ: Нет. 

ИК: Простите, что я так напираю, но объясните мне: мы просто не знаем, может ли наступить конец света по такому сценарию?

ДМ: Не знаем. 

ИК: Хорошо, вернемся в Исландию. Почему пепел летит на восток — это всегда так, для всех вулканов на свете? (Это я глупость спросил; я почему-то думал, что это как-то связано с вращением Земли.)

ДМ: Нет, это вопрос доминирующего ветра — в этом месте и в этот сезон. Пепел летел на восток, достиг Урала, повернул на юг, пересек Европу, Атлантику и приближается к Канаде. В Рейкьявике при этом никакого пепла — он против ветра. 

ИК: Пепел опасен?

ДМ: Только непосредственно рядом с вулканом. Вообще, этот вулкан замечателен тем, что его выброс постоянно «поджигается» льдом. Лава температурой 1100°С сталкивается с водой из растопленного ледника — и взрывается; это как если бы вы накалили стеклянный стакан — и бросили в ледяную воду. Бессчетные частицы битого стекла летят к небу; правда, все крупные частицы оседают почти сразу. На высоту 10 тысяч метров (это максимальная высота для этого вулкана при сегодняшней интенсивности) долетают только самые мелкие частицы. Впрочем, люди с респираторными заболеваниями могут почувствовать дискомфорт даже в Европе и даже от мелких частиц.

Предоставлено автором
Предоставлено автором

ИК: Их как-то изучают сегодня?

ДМ: Да, это главный объект для моих коллег, которые сегодня летают вокруг вулкана на вертолете и собирают пробы. Их интересует, как разные частицы пепла долетают на разные дистанции по горизонтали — вплоть до частиц, которые ученые ловят специальными фильтрами в Европе. Этим и замечательны такие извержения: они позволяют получить точную картинку — как пепел разлетается по миру. Потом можно сравнить сегодняшние отложения с отложениями прошлых эпох — и узнать больше об извержениях прошлого. 

ИК: Кстати о пепле. Я видел красивейшие фото, на которых видно, как ночью молнии бьют прямо в жерло вулкана. Как выбросы пепла притягивают статическое электричество?

ДМ: Частицы пепла трутся друг о друга при выбросе и создают заряд — это и притягивает электричество с неба. Красиво, я согласен! 

Фото: Reuters
Фото: Reuters

ИК: А что вы туда сами не летите?

ДМ: Не могу, работа — преподавание и т. д. 

ИК: Да бросайте все — когда еще такой шанс будет!

ДМ: Пока я туда выберусь — все закончится; большинство таких извержений длится несколько дней; собственно, первое — в марте — длилось только два дня. Этот вулкан может делать так годами — начинать и заканчивать. 

ИК: Ого! И он будет нам устраивать такую пляску каждый раз?

ДМ: Запросто. Или не будет. 

ИК: А мне член клуба «Сноб» Борис Зимин с ехидными замечаниями прислал ссылку, что будто бы есть план залить его бетоном. Чепуха?

ДМ: Это сомнительный план. Лава не может застыть до достаточно низкой температуры, чтобы можно было лить бетон: она все время контактирует со свежерастопленной водой, и происходят новые взрывы. Этот вулкан постоянно прочищает сам себе горло!