Велики ли шансы попасть в топ мировых новостей у маленькой островной страны в Северном Ледовитом океане, где экономический кризис накрыл все любопытные начинания? У Исландии с блеском получилось: местный вулкан разом заблокировал авиасообщение в Скандинавии, Великобритании, Германии и России (член клуба «Сноб» Саша Рязанцев даже застрял из-за этого в аэропорту — и делится своими ощущениями). По крайней мере, с 11 утра по Гринвичу из английских аэропортов не поднялся ни один пассажирский самолет. В New York Times подсчитали, что под угрозой отмены или переноса оказались аж 6 тысяч рейсов. А поскольку извержение и не думает прекращаться, скоро эта цифра вырастет.

Последнее извержение вулкана с непроизносимым названием Эйяфьятлайокудль (послушать, как это слово звучит, можно здесь) длилось два года и закончилось в 1823 году. И вот в 2010-м он проснулся, сделав это максимально эффектно. Новый кратер открылся 31 марта прямо под ледяным щитом: через считанные дни во льду образовалась дыра, потоки растаявшей воды хлынули в местные реки, а над кратером вырос новый 82-метровый конус из пепла. Окрестности накрыло слоем лавы толщиной от 10 до 20 метров: судя по спутниковой съемке, залило чуть больше 1 квадратного километра. А в последние сутки выбросы стали настолько сильными, что о вулкане заговорил весь мир.

На сайте Международного центра исследования вулканов Эйяфьятлайокудль помечен оранжевым — это предпоследний уровень угрозы, выше только красный. Авиадиспетчеры боятся не столько самого извержения, сколько мелкой силикатной пыли, которую вулкан поднимает над облаками: именно пыль, попадая в турбины самолета, выводит их из строя, как это случилось в Джакарте в 1982 году. Помимо этого, шлейф перекрывает летчикам обзор — вулканические выбросы залепляют стекло кабины пилотов.

Все эти неприятности легко предсказать и — ценой перекроенных расписаний — надежно от них застраховаться. Однако когда уровень угрозы снизят до безобидного зеленого или желтого и самолеты начнут летать, придет время волноваться климатологам. Частицы пыли в нижних слоях атмосферы — идеальные центры конденсации влаги, поэтому дождей (или снега) на время станет больше. В основном вулканическая пыль осядет на землю вместе с осадками. Совсем другое дело — та часть выбросов, которая доберется до стратосферы. В стратосфере дождей не бывает, и еще год, а то и больше пыль будет расползаться над планетой, препятствуя проникновению солнечного света.

Расчеты говорят, что вулкан Пинатубо, проснувшийся в 1991 году, охладил таким образом планету на полградуса на целый год. В 1883-м нечто подобное проделал с климатом вулкан Кракатау; правда, в те времена у климатологов было куда меньше инструментов, позволяющих оценить последствия извержения. К слову сказать, нобелевский лауреат Пол Крутцен и отец водородной бомбы Эдвард Теллер взяли на вооружение эту идею для борьбы с глобальным потеплением. Они предложили устраивать «искусственные извержения» — обстреливать стратосферу серой или металлической пылью. В сентябре прошлого года Королевское общество Великобритании даже дало добро на воплощение этой идеи в жизнь.

Поэтому будем считать, что вулкан сэкономил и Саше Рязанцеву, и сотням тысяч других честных налогоплательщиков, которые застряли в аэропортах, изрядную сумму на улучшение климата. Тратить сэкономленные деньги придется в сухопутном режиме, не поднимаясь в воздух, — что, опять же, весьма экологично.