Фото: www.ne.se
Фото: www.ne.se

Свен Нурдквист — автор книжной серии про деревенского старика Петсона и его кота Финдуса, по которым сходят с ума дети всего читающего мира. Свен — человек замкнутый и малообщительный, предпочитает сидеть дома, не любит путешествовать, старается не давать интервью, однако согласился ответить на вопросы участников проекта «Сноб». Наконец-то мы получили ответы Свена Нурдквиста – публикуем их комментариями. А те, которые, пользуясь служебным положением, задавала я – в конце текста.

А вот некоторые факты о Свене Нурдквисте и его книжках.

Свен Нурдквист родился 30 апреля 1946 года в городе Хельсиснборге, юность провел в Хальмстаде. После рождения сыновей вместе с семьей отправился жить в деревню, и только спустя 17 лет он переехал в Стокгольм, где и живет с 2002 года. Архитектор по образованию, Свен любит все, что связано с постройками: гулять по городу, рассматривая старые здания, играть в компьютерные игры, в которых можно возводить дома и города, а также непосредственно строить. Промежуточным итогом последнего увлечения стал его «типичный деревенский дом». Один из сыновей Свена Нурдквиста тоже стал иллюстратором и нарисовал уже две книги манга, опубликованные, правда, пока только в Сети. В свои 27 лет он по-прежнему живет со своими родителями.

Свен Нурдквист стал знаменитым после того, как, отчаявшись найти идеальную книжку для иллюстрирования, написал и нарисовал свою собственную — «Агатон Эман и алфавит» (1983). А год спустя появилась первая история про Петсона и Финдуса «Именинный пирог». Всего в серии вышло 9 книг, общий тираж 6 миллионов экземпляров (в России — 120 тысяч).

 

А на днях в издательстве «Мир Детства Медиа» вышла новая книга Свена Нурдквиста «Где моя сестра?». В ней мечты о торжестве иллюстрации над текстом наконец-то реализовались: «Я постарался сделать изображение самостоятельным — так ребенок сможет получать удовольствие от книги и без текста».

 

Связан ли успех ваших книг с тем, что вы художник? И значит ли это, что книга сегодня — это прежде всего иллюстрации, а уже потом текст (которого может и вовсе не быть)?

Не могу этого утверждать. Есть много хороших книжек и сказок совсем без иллюстраций.  

Представим, что книга как бумажный объект все-таки исчезла и в мире производят только электронные книги. Могут ли ваши книжки стать электронными? Хотелось бы вам сделать мир Петсона и Финдуса или героев книги «Где моя сестра?» интерактивным, используя возможности компьютера? Или идеальная книжка для вас — это, наоборот, уникальный авторский экземпляр, созданный вручную?

Я могу представить себе свои — и любые другие — книги в электронном виде, если они будут такими же дешевыми и простыми в обращении, как обычные книги. Главное преимущество бумажной книги в том, что она не может разрядиться ни с того ни с сего, и не требует замены батарейки.  

Чего ни в коем случае не должно быть в детских книжках?

Не должно быть насилия, садизма и пр., если за ними не следует никакой реакции или объяснения. Нельзя оставлять ребенка наедине с чем-то чересчур страшным, не обсудив с ребенком это страшное, не попытавшись осмыслить. Ребенок чаще всего ассоциирует себя с самым слабым. И у этого слабого всегда должна оставаться надежда, что он справится.  

Историй про Петсона и Финдуса больше не будет?

Не будет. 

Наши вопросы и ответы Свена Нурдквиста перевела Александра Поливанова.