Посмотрите внимательно  на эту банкноту. С точки зрения дизайна она проста, даже банальна. Однако на ней две даты. Обычно дата обозначает год введения серии в обращение или — столь же часто — год, когда выпущена банкнота. Но две даты на быре — на самом деле одна. Просто 2003-й — это привычный нам год по григорианскому календарю. А 1995-й — это год по эфиопскому календарю, который восходит к календарю древних египтян. Отсчет идет с 8 года нашей эры, а Новый год в Эфиопии празднуется 29 августа.

Если какая-то страна и может говорить про свой «особый путь», так это Эфиопия. Уникальность календаря в полной мере отражает уникальность исторической судьбы. История эфиопских денег тоже не знает аналогов.

К началу ХХ века большинство населения Африки жило в колониях или в зависимых от колониальных держав странах (как Египет или Южно-Африканский Союз). Независимостью могли похвастаться только две страны. На западе это была Либерия, созданное освободившимися североамериканскими рабами искусственное образование вроде Еврейской автономной области. А на востоке континента существовала империя. Одно из крупнейших христианских государств мира — Абиссиния (так до середины ХХ века называли Эфиопию). Изящно лавируя между великими державами и по возможности не вступая в войну, это государство сохраняло свою независимость и своеобразный ритм жизни. Страной правили императоры, возводившие свой род к Соломону и царице Савской. Но древнейшая династия и древнее христианское государство сотнями лет обходились без собственной валюты. Жители Эфиопского нагорья практиковали натуральный обмен, а роль универсальной ценности для них играла соль. Для крупных сделок использовали талеры Марии-Терезии. Эту австрийскую монету продолжали чеканить и через два века после смерти знаменитой императрицы Австрии в 1780 году, и начиная с середины XVIII века талер прочно занял место основной валюты Эфиопии. Впрочем, жители тогда еще Абиссинии называли эту монету «быр», что на амхарском языке значит «серебро».

В схватке европейских держав за раздел Африки на территорию Эфиопии покусился едва ли не слабейший из конкурентов — Италия. В 1890 году итальянцы заняли Эритрею, а в 1896 году вторглись в Эфиопию. И в битве при Адве хорошо экипированная итальянская армия потерпела сокрушительное поражение от вооруженных старыми ружьями и копьями эфиопских крестьян.

Агрессия Италии стала поводом для модернизации — впрочем, модернизации очень неспешной. Первая конституция страны, принятая в 1931 году, предполагала постепенную отмену рабства — лет через 20-30. Государственный строй по этой конституции оставался абсолютной монархией. Абсолютным монархом, возглавившим эфиопские реформы, стал самый известный эфиоп — Хайле Селассие I, царь царей, лев из колена Иуды, он же Джа, воплощение Бога. Растафари всего мира поклоняются именно ему, и само название этого движения происходит от имени эфиопского правителя. До того как стать императором Хайле Селассие, он звался принц, по-амхарски «рас», Тафари.

Хайле Селассие официально обратился к европейским державам с просьбой не называть страну «Абиссиния», ввел десятичную систему, выкупил Банк Эфиопии у частных европейских владельцев и начал регулярный выпуск металлических и бумажных денег.

Банк Эфиопии выпустил банкноты в 1932 году номиналом 1, 5, 10, 50, 100 и 500 быров. Или талеров — смотря на каком языке. На этих купюрах по-амхарски было написано «быр», по-французски — «талер». Так быр стал валютой. До этого деньги печатали нерегулярно, и унифицированного названия для них не было. На банкнотах писали, что они заменяют собой серебряный талер, давно утративший хождение в Европе.

3 октября 1935 года итальянские войска снова вторглись в Эфиопию. Пожалуй, это была единственная успешная операция итальянской армии во Второй мировой войне. Босоногую (в прямом смысле этого слова) эфиопскую армию давили танками, расстреливали с самолетов, травили газами. 5 мая 1936 года итальянские войска заняли столицу Эфиопии Аддис-Абебу, а 1 июня того же года Италия включила Эфиопию в состав колонии Итальянская Восточная Африка (вместе с Эритреей и Сомали) и отменила быры. Дуче заявил о восстановлении Римской империи. Но поторопился. Уже весной 1941 года англичане освободили Эфиопию. А с англичанами ушла специально созданная местная валюта — итальянская восточноафриканская лира (только в форме банкнот) и появился шиллинг Британской Восточной Африки.

Собственные деньги у древнейшего африканского государства снова появились только в 1945 году. В тексте на английском языке на банкнотах использовалось название «эфиопский доллар» (Ethiopian dollar). Он привязывался к восточноафриканскому шиллингу и был дешевле его в два раза. Название «быр», хоть и не писалось на банкнотах, было широко распространено. Но только к 1976 году оно стало официальным и полностью вытеснило доллар. С той поры банкноты печатались еще четыре раза: в 1991, 1997, 2003 и в 2007 годах. Естественно, денежная единица одной из беднейших стран мира не отличается особой устойчивостью и привлекательным курсом. Один быр — это всего лишь 7 американских центов. Такое вот серебро, что лишь чуть-чуть дороже американского пятицентовика — «никеля».