Американец Дэвид Романелли решил скрестить два популярных направления в области wellness — органическая еда и йога. Даже странно, что такая простая идея до сих пор никому не приходила в голову. Дейв организовал настоящее полугодовое турне по Америке — в каждом из 11 городов на семинар Yoga for Foodies очень плотная запись из желающих.

Семинар начинается с часового занятия йогой под руководством Дэвида Романелли, который иногда называет себя Йе-Дэйв (Yeah Dave). Стиль, предлагаемый Романелли, — импровизация на тему хатха-йоги, что означает вольную последовательность виньяс (виньяса — комплекс из нескольких асан, переходящих одна в другую). Фоном для занятий служит совсем не заунывно-медитативная музыка индийских ашрамов, а энергичные обработки поп-хитов, в частности композиции U-2 и Lupe Fiasco. После занятий участников приглашают насладиться обедом из нескольких блюд с дегустацией вин по выбору шеф-повара местной кухни.

<object width="480" height="295"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/VtBHUnDLobk&hl=ru_RU&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/VtBHUnDLobk&hl=ru_RU&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="295"></embed></object>

«Нужно научиться настраиваться на приятные эмоции. После хорошего урока и качественной шавасаны (поза йоги, которой завершается каждый урок) обед, приготовленный талантливым поваром, доставит вам несравнимо больше удовольствия, чем точно такая же еда в прекрасном ресторане, куда вы забежите после нервного рабочего дня», — сказал мне Романелли. Затем мой собеседник объяснил, почему нам необходимы те переживания, которые можно получить в ходе его семинаров. «Идея в том, чтобы снизить темп жизни под воздействием виньяс, которые после окончания урока йоги плавно перетекают в медленное, осознанное потребление пищи. Нужно научиться наслаждаться жизнью и признать, что есть вещи, которые не делаются быстро, — добавил он. — Кстати, именно поэтому во время семинара нельзя пользоваться мобильными телефонами. Ни в зале для йоги, ни потом за столом».

И вот мы, замедлившие течение жизни с помощью Дэйва, пребываем в состоянии умиротворения и покоя после урока йоги. Мобильные телефоны выключены, и в голове лишь один вопрос: «Что же на обед?» Хотя меню (как и шеф-повара) меняются от города к городу, общим остается то, обед гарантированно будет «органическим», «неторопливым» и «локаворским». Пообщавшись с шеф-поваром Рэнди Звейбаном, который готовил обед для двух семинаров в Чикаго, я неожиданно для себя поняла, что эту еду совершенно нельзя назвать диетической.

В начале обеда Звейбан предложил всем ученикам Йе-Дэйва широкий выбор закусок, после чего последовали еще четыре блюда. Первым был подан тунец по-гавайски, обжаренный в специях, а в завершение — говяжья вырезка, приготовленная на углях и на гриле. На десерт Звейбан предложил шоколадное парфе — крошенное шоколадное печенье в слоеном шоколадном креме, посыпанное шоколадным шербетом.

Иными словами, никакой аюрведически-вегетарианской аскезой там и не пахло. По собственному признанию Дэйва Романелли, «великие гуру йоги перевернулись бы в своих гробах, узнав об том, что после семинара йоги мы всем ученикам предлагаем съесть мяса». В свою защиту Романелли отметил: «Чтобы популярность йоги росла, она должна быть доступной. Просто большинство людей не являются вегетарианцами и не собираются ими становиться».

Преимущества йоги для гурманов вызвали широкую полемику — ее раскритиковали в New York Times, однако в комментариях к статье было немало положительных отзывов читателей. Я поинтересовалась у своей подруги, которая занимается йогой уже 15 лет и сегодня работает инструктором, что она думает о таких мастерах, как Йе-Дэйв. Она ответила мне по почте: «Думаю, для некоторых людей такие популяризаторы очень хороши. После таких семинаров больше людей приобщатся к здоровому образу жизни в целом и к йоге в частности. В конечном итоге, если люди начинают заниматься постоянно, то с годами они находят оптимальный для себя вид йоги».

Конечно, в руках таких людей, как Йе-Дэйв, сама йога и меняется практически до неузнаваемости. Но, в конце концов, не будем ханжами: Романелли не первым начал раскачивать традиции древнеиндийской духовной практики. Конечно, то, что делает он и другие творческие популяризаторы йоги, уже давно йогой не является.

И справедливости ради скажем, что мы живем не в гималайском ашраме, а в Нью-Йорке, Лондоне или Москве, и в этих условиях привести свою жизнь в строгое соответствие с традиционным йогическим каноном практически нереально. Зато в тренинге по улучшению аппетита многие явно нуждаются. Попробуйте вспомнить, как давно вы ели что-то незабываемо вкусное? Не всякий сразу найдется, что ответить на этот вопрос. Кто-то вспомнит детство, кто-то — недавний отпуск, и лишь редкий счастливец — сегодняшний завтрак. И дело не в том, что в нашем родном Нью-Йорке, Лондоне или Париже нас неважно кормят. Наверняка очень даже хорошо, но регулярные стрессы, которым подвергаемся мы, городские жители, негативно влияют на чувствительность наших вкусовых рецепторов.

В этом смысле йога может оказаться хорошим помощником. Аппетит после урока йоги, говорят знающие люди, не такой зверский, как после тренировки до седьмого пота в «качалке», что позволяет нам есть медленно, смакуя каждый кусочек, а сладкое доставляет и в самом деле космическое удовольствие.

«А если жить невкусно, то не будет и по-настоящему крепкого здоровья», — говорит Йе-Дэйв. И с ним трудно не согласиться.