Почти все они были вот такого содержания:

«Только настоящие придурки хлопают в такой момент!»

«Интересно, а что эти идиоты сделают, если самолет не приземлится — будут кричать "бууу"?»

«Да они, наверное, боевиков пересмотрели, вот и хлопают!»

Но встречались и комментарии адептов аплодисментов. Среди них, например, комментарий американки Сенди Смит, которая написала: «Если бы вы были на моем рейсе в прошлом году, вы бы знали, что такое благодарность. Погода была ужасной, и я уже приготовилась к смерти. Я много летаю, но это был единственный раз, когда я весь полет смотрела в глаза моему мужу, ища поддержки. Хотя я знала, что ему тоже страшно. Вот почему я хлопала в тот день — из чувства безграничной признательности».

Люди делятся на тех, кто хлопает, и тех, кто не хлопает. Вторые первых обычно снобируют и высмеивают. У нас в редакции тоже никто не остался равнодушным. Член клуба «Сноб» Лика Кремер, например, честно призналась, что она из хлопающих. Что ужасно возмутило ведущего блога «Наука» Илью Колмановского, который говорил, что хлопать во время торможения — глупо, потому что это один из самых опасных моментов при приземлении.

Я попросила прокомментировать эту тему Алексея Кочемасова, командира воздушного судна Bоeing-737 NG авиакомпании «Атлант-Союз» правительства Москвы.

Вот что выяснилось после его ответа.

Во-первых, хлопающие люди не мешают пилоту в самый ответственный момент. «Аплодисменты пилотам не слышны в кабине, а потому не могут ни помешать, ни помочь, — написал мне Алексей, — глупо или нет хлопать — каждый решает сам для себя. Для кого-то это выражение эмоций, для кого-то выражение благодарности. Честно сказать, мне безразлично, хлопают пассажиры или нет».

Во-вторых, тем, кто хлопает, чтобы выразить признательность пилоту, лучше делать это другим способом. По словам Алексея, пилоту «куда приятнее читать в книге отзывов оставленные теплые слова и свои ощущения о полете».

Ну, и в-третьих, и тут коллега Колмановский был прав, после момента торможения, в который чаще всего все начинают хлопать, опасность действительно еще есть. «Опасность сохраняется до полной остановки самолета на стоянке», — утверждает Алексей.

Стоит сказать, что эту тему не первый раз поднимают в Сети. Я нашла десятки тредов, посвященных хлопанью-не хлопанью. Из одного из них стало понятно, откуда вообще взялась такая традиция.

На сайте airliners.net о гражданской авиации есть форум, где общаются рядовые пассажиры. В одной из тем пожилой человек вспоминает, как много лет назад, когда он летал на самолете в последний раз, пассажиры после посадки хлопали.  «Сохранилась ли эта традиция до сих пор, – спрашивает он, – или теперь, когда авиаперелеты больше не воспринимаются как чудо, никто уже не хлопает?»

Обсуждения на других форумах говорят о том же — изначально хлопали не потому, что хотели поблагодарить пилота, а от восторга — ого, эта штука действительно летает!

Но больше всего меня удивил вот какой факт. Признаюсь честно, я не хлопаю после приземления вовсе не потому, что боюсь потревожить пилота, и не потому, что мне кажется это глупым. Просто мне казалось, что это такая исключительно русская привычка, и именно от этого мне хлопать было неловко. Вот я из этих же соображений никогда не езжу на курорты на майские праздники. Потому что просто умираю от стыда, когда 9 мая подвыпившие парни из Нижневартовска начинают гонять немецких клерков.

Но все в том же Facebook было полно сообщений такого рода.

«Испания и Италия — первые в списке хлопальщиков», — написала Юлия из Италии.

«А что, разве кто-то кроме американцев хлопает?» — спрашивала американка Эмма Девлин.

«Хлопают только немцы и поляки», — заявлял кто-то из немцев.

Так что я, наверное, буду теперь со спокойной душой хлопать. А вы?