Нужна помощь?
Преимущества
подписки
Средняя оценка Ваша оценка 1 голос 5

Николай Злобин: Зачем России власть?

Если в России государственная власть существует не для блага собственного народа, то для чего она нужна вообще? Лично я хотел бы услышать от Дмитрия Медведева ответ на этот вопрос, прежде чем решить, как относиться к его модернизационным призывам

Иллюстрация: РИА Новости
Иллюстрация: РИА Новости
+T-

Похоже, Дмитрий Медведев позабыл все, о чем он говорил — о борьбе с коррупцией, создании независимого суда, утверждении в стране главенства закона и т. д. Теперь президентские речитативы посвящены только модернизации. Причем в технологическом смысле этого слова. Типа когда, наконец, у нас появятся разные гаджеты? России и близко нет на рынке компьютеров, но уж очень хочется президенту потеснить «Майкрософт». А его тяга к космическим программам вызывает не лучшие ответные чувства на фоне полного отсутствия в стране хороших дорог.

В электронных часах нет пружины. Выработанная батарейка заменяется на другую, свежую. Она, как и ее предшественница, тоже рассчитана на определенный срок. Часы идут самостоятельно, независимо от действий их обладателя. Механические часы, с другой стороны, обладают внешне очень сложным механизмом, главное в них — пружина. Они полностью зависят от своего хозяина. Их надо регулярно заводить или носить. Чем сильнее амплитуда движения руки, тем быстрее часы набирают энергию. Если их оставить в покое, они останавливаются. Для того чтобы они снова пошли, их надо встряхнуть.

В политике и управлении отчасти тоже так. В одних странах через процедуру выборов сравнительно легко меняется правящая элита, то есть вставляется своего рода свежая батарейка. Другим требуется встряска. Они полностью зависят от внешнего воздействия и подчиняются только мануальному управлению. Некоторые страны веками живут в режиме эволюции. Когда-то их трясло по полной программе, но теперь они давно перешли от ручного, механического к автоматическому обновлению. Другие страны так и не смогли создать у себя хотя бы примитивный политический автопилот и живут в ручном режиме. Там жизнь полна адреналина, законы заменены понятиями, процедуры — откатами, а смена власти всегда непредсказуема.

Два года назад в Вашингтоне каждого визитера из России мучили вопросами о том, что будет после президентских выборов, уйдет ли Путин, какую роль будет он играть при своем преемнике и, главное, кто им станет. «На кого Путин пальцем покажет, тот и станет президентом» — был наиболее частый и честный ответ. Никому даже в шутку не приходило в голову сказать про роль выборов. Сегодня такие же ответы дают про 2012 год.

«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!» — написал 180 лет назад Федор Тютчев. Судя по всему, каждое поколение россиян живет в полном блаженстве с рождения до смерти, ибо вся история России — это бесконечная череда роковых минут, часов, дней, лет и столетий. Это вам не неспешный Китай с его «Не дай Бог родиться в эпоху перемен». Новейшая история России — это история механических часов с небольшим запасом пружины: постоянное встряхивание, раскачивание из стороны в сторону, неожиданная подзаводка и перевод стрелок на новое «правильное время», вечное временное ручное управление и прочие прелести «роковых минут».

Никогда Россия толком не развивалась в эволюционном режиме, любые реформы в ней проводились с надрывом, начинаясь только тогда, когда их уже нельзя было не проводить. Любые реформы в ней были ответом на стагнацию и кризис, но никогда не носили превентивного характера.

Россия эволюционировала через революции, перевороты и бунты. Успешные бунты назывались историками революциями. Неудачные революции назывались бунтами. Вся новейшая история России — чередование революций и бунтов, которые частенько перетекали одно в другое в ходе самого процесса, раздавливая вдохновителей вместе с противниками, а также с массой живущего в блаженстве народа. Как говорил мой профессор на истфаке МГУ: «В России восстать никогда по-настоящему не могли, да и подавить никогда толком не умели».

Можно, по-моему, утверждать, что почти за тысячу лет своего существования россияне не создали в стране власть, которой бы были сами довольны, с которой жили бы в относительной гармонии, которая обеспечивала бы долгосрочное эволюционное развитие страны без встряхиваний и подзаводок, а им самим спокойную жизнь. Если «всякая власть от Бога», то России все время достается власть всяких временщиков, смотрящих на народ точно так же, как на него в свое время смотрели татаро-монгольские ханы — как на бездонный источник дани. Но не объект своей заботы. От собственной власти в России веками погибло и продолжает погибать больше народа, чем от иноземных захватчиков. Для власти свой народ опасней иноземцев.

Для чего Медведеву модернизация, я понял: очередная подзаводка механизма. Но России, по-моему, нужна модернизация, несущая автоматизм обновления власти и ее заточенность под народ. Для чего технологическая модернизация нужна россиянам? Зачем, скажем, летать в космос, если в стране катастрофически не хватает обычных дорог и сельских больниц? Нужен ли России Центр управления полетами, когда не получается наладить работу банальнейшей Госавтоинспекции?

Если в России государственная власть существует и функционирует не для блага собственного народа, то для чего она нужна вообще? Лично я хотел бы услышать от Дмитрия Медведева ответ на этот вопрос, прежде чем решить, как относиться к его модернизационным призывам.

Комментировать

Комментарии

1-50 из 108 комментариев
Игорь Уткин

"...Но все-таки я вас прошу оставаться на этом нанотехнологическом поле», — обратился Путин к Чубайсу во время их последней встречи 5 февраля.

Если поменять слово "нанотехнологическом" на слово "модернизационном", а фамилию "Чубайс" заменить на "Медведев", - это будет косвенный ответ, Николай, на задаваемые Вами вопросы...

Вопросы к Медведеву - к сожалению, не по адресу...

Николай Злобин
Николай Злобин    23:32  06.02.10

   Игорь, Вы имеете в виду, что спрашивать надо Владимира Путина? Или это вопрос вообще для всех россиян?    

Игорь Уткин
Игорь Уткин    00:57  07.02.10

Да, именно первое. А пример с Чубайсом, вообще, по-моему просто показателен. Даже в области модернизации, которая провозглашена приоритетным направлением именно Медведевым, достаточно одного церберского окрика Путина, чтобы наглядно показать, кто в доме хозяин...

Николай Злобин
Николай Злобин    01:17  07.02.10

   То есть, Вы считаете, что Путин продолжает во всем управлять страной? Он не поддерживает идеи модернизации?   

Игорь Уткин

Да, я считаю, что продолжает, и это для него важнее любой идеи (в т.ч. и модернизации).

Николай Злобин
Николай Злобин    01:41  07.02.10

   Зачем ему полная власть? У него есть стратегия для России? Или жажада власти? Или боязнь наказания? Или что?   

Самвел Аветисян
Самвел Аветисян    18:31  08.02.10
Жажада Власти!

Николай, мне понравилась Ваша описка: ЖАЖАДА! Жажада - это неутоляемая жажда!!

Николай Злобин
Николай Злобин    19:13  08.02.10
Ух ты!Сам не заметил

   Неутоляемая жажда в сочетании с жадностью   

Игорь Уткин

Из статьи «Партийная организация и партийная литература» В. И. Ленина:"...Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя..."

В России сейчас нет свободных капиталов (свободных в значении денег, как "овеществленной свободы"). Следовательно, нет и не может быть свободной политики - т.к. политика - это  "концентрированное выражение экономики". Иногда с классиками трудно поспорить....

Так что я считаю, что у внешне абсолютно авторитарного Путина есть и обратная сторона медали - он настолько же не свободен вырваться из этого круга.

 

Николай Злобин
Николай Злобин    03:27  07.02.10

   Игорь, какого именно круга?   

Игорь Уткин
Игорь Уткин    18:39  07.02.10

Иллюзия неограниченного авторитаризма - максимальная степень несвободы...

Николай Злобин
Николай Злобин    18:58  07.02.10

   Игорь, звучит красиво, но что это значит конкретно? Вы думаете у него есть иллюзия неограниченного авторитаризма? Я не возражаю, я хочу понять Вашу аргументацию :))   

Игорь Уткин
Игорь Уткин    21:59  08.02.10

Николай, иллюзий у г. Путина нет - он, на мой взгляд, крайне прагматичный и реальный человек. Мой комментарий не касался его личности - тезис был в том, что ЛЮБОЙ человек, максимально втянутый в проблемы социума, так же макимально несвободен в выборе своего образа жизни, взглядов, поступков, еtc... 

Николай Злобин
Николай Злобин    23:56  08.02.10

   С этим трудно спорить. Однако с высокой позции можно пытаться трансормировать социум под себя. Чем Путин и занимался все время. Не без успеха   

Дмитрий Коваленко

А я предположу, что сам выбор формы тамдемократии является попыткой провести реформирование внутри правящей элиты, но естественно не публично и без привлечения народа в качестве субъекта перемен. Может процесс следует изучать именно в таком понимании? И модернизация-как часть этого плана реформации ложится весьма естественно. Нет сегодня политического субъекта-Медведев. Надо даже прекратить серьезно обсуждать этот вопрос. Есть дуумвират, есть процессы вытеснения силовиков, попытки реформировать этот блок, вести дискуссию идей, но в формате "обсуждения докладов"; попытка переформатировать партийный суррогат ЕР - этот шлак как то надо занять-его надо куда то направить. Сегодня-процентов на 70% можно говорить, что Медведев не станет кандидатом 2012 и Путин в этом формате  не возникнет. Если удастся сейчас "мирно расшатать неэффективную систему" (но без украинизации) - удастся привлечь гражданских менеджеров-запустить процесс технологической модернизации- придет новый Президент - а ля Шувалов или Хлопонин-который и дальше пойдет в реализации "скрытой реформации". Если не получится-или не удержат ситуацию-возможны иные сценарии и сюжеты. 

Николай Злобин
Николай Злобин    03:30  07.02.10

   Дмитрий, у Вас интересная теория. Но, честно говоря, я не вижу ей подтверждения в реальной российской политике. У Вас есть аргументы в ее пользу? Я не вижу, почему Медведев не может появиться в 2012 году в качестве кандидата в президенты. То же касается Путина.

Кстати, что Вы понимаете под реформированием внутри правящей элиты без привлечения народа?   

Дмитрий Коваленко
Дмитрий Коваленко    15:28  07.02.10

я постараюсь аргументировать ее и отправить вам личное сообщение

Николай Злобин
Николай Злобин    16:05  07.02.10
Дмитрий, спасибо. Буду ждать

   Кстати, а почему не тут?   

Дмитрий Коваленко
Дмитрий Коваленко    16:07  07.02.10

Хорошо) постараюсь как можно быстрее

Николай Злобин
Николай Злобин    19:58  07.02.10

   Дмитрий, особой спешки нет, я никуда не денусь :)))   

Дмитрий Коваленко
Дмитрий Коваленко    02:45  08.02.10
http://www.snob.ru/profile/blog/8157/12689

из-за объема я вынужден дать ссылку

Самвел Аветисян
Самвел Аветисян    18:33  08.02.10

Дмитрий, все-таки, правильней: Тандемократия!

Дмитрий Коваленко
Дмитрий Коваленко    18:47  08.02.10
да спасибо-ошибся )
Николай Злобин
Николай Злобин    19:09  08.02.10 Копия: Самвел Аветисян

   Дмитрий, по моему "тамдемократия" тоже хорошо. Какой то скрытый смысл в этом есть, Вам не кажется?   

Дмитрий Коваленко
Дмитрий Коваленко    19:23  08.02.10
тоже неплохо, соглашусь :)
Дмитрий Коваленко
Дмитрий Коваленко    02:29  09.02.10
http://www.snob.ru/profile/blog/8157/12765

дополнение к теме

Николай Злобин
Николай Злобин    13:25  09.02.10

   Конечно, прочитаю, спасибо!   

Николай Злобин
Николай Злобин    19:01  08.02.10
Дуумократия
Николай Клименюк Николай Клименюк
развернутая метафора

Николай, это только мне кажется, что Медведев путает "подзаводку механизма" (метафорическую) с (буквальными) переводом стрелок и сменой часовых поясов? Бессознательное прорывается? Фантазии не хватает? Новая хронология попутала? Они вообще зачем часами занялись?

Тут меня некстати посетила вот какая мысль. Механические часы, вообще-то, ценятся выше. Так вот, у коллекционеров есть такой гаджет на батарейке, который постоянно встряхивает механические часы, чтобы они не останавливались. Это у них дуумвират?

Николай Злобин
Николай Злобин    16:10  07.02.10

   Николай, мне такая мысль о подсознательном и в голову не приходила! Могу только пожалеть, что упустил такой сюжет в этой заметке! Про то, что механика ценится больше, я думал. Но может она ценится больше, потому что механических дешевых часов больше никто не выпускает? Насчет такого встрахивающего гаджета не знаю. Что, действительно есть такой? Можно его купить? Где? Гаджет для встряхивания механических часов - это может быть дуумвират, Вы правы. Но на самом деле -некоторое извращение, по моему.      

Николай Клименюк Николай Клименюк
Николай Клименюк    18:14  07.02.10

Николай, вовсе не шутка - watch winder, продается на Амазоне, вот вам ссылка.

Кстати, рекомендую вам часы "Полет" - довольно дешевые, вполне достойные и весьма патриотичные, даром что их делают на краденном (сорри - трофейном) оборудовании  Lange und Soehne.

Николай Злобин
Николай Злобин    18:49  07.02.10

   Николай, спасибо за линк. Я хоть и российский чиновник, но часы люблю. У меня их много :))) Кстати, есть и Полет и даже механическая Слава!   

Андрей Амлинский

Почему русские девушки так сексуально-броско одеваются? В постели же зачастую оказываются робки, премитивны и не любвеобильны. Есть что-то в нашем национальном характере. Экстравертная интровертность. Нам важно не произвести вещь, систему или идею, но произвести впечатление. Отсюда и обиды на неучастие в "восьмерке". Власть в других странах заботится,чтобы у граждан все было и хлеб ,и зрелища, и свобода. Российская власть озабочена только тем, как она выглядит, поскольку у нее самой уже давно все есть. Автор, возможно , даже не знает, что своей развернутой метафорой он фиксирует забавный факт нашей жизни. Русская власть имеет какой-то патологический интерес к наручным часам. Они являются обьектом гордости и собирательства. Предметом вожделения и взяткодательства. Только в России на руке чиновника можно увидеть самые дорогие и редкие часы в мире. Кстати, это обстоятельство частенько выдает их владельцев с головой больше чем, мифические счета и виллы, которые ни кто не видел. Забавно, не правда ли?

Николай Злобин
Николай Злобин    16:12  07.02.10

   Андрей, забавно. Красивая мысль у Вас получилась. Произвести вещь или впечатление... Очень точно. А про страсть к дорогим часам я знаю, сам об этом тоже писал. Кстати, не знаете, как по научному это называется? Коллекционирование часов. Я не нашел слова для этого.     

Юрий Петров
Юрий Петров    22:37  08.02.10

По-моему, никак не называется. Давайте введем новое слово. Предлагаю орофилия, орофилист. От греческого ора (час, время). Хорология это такая наука об измерении времени, но с "х" возникают ненужные ассоциации с хором.

Иван Пятков
Иван Пятков    17:25  07.02.10

Вы правы. Только вот все разговоры власти о борьбе с коррупцией так и будут восприниматься обществом как разговоры, как желание именно казаться борцом с коррупцией, а не быть им, пока сюжеты о, мягко говоря, нескромных часах чиновников будут оставаться без реакции со стороны высших лиц.

Николай Злобин
Николай Злобин    18:12  07.02.10

   Иван, может Вы знаете, как называется коллекционирование часов?   

Иван Пятков
Иван Пятков    00:21  08.02.10

Видимо - хронофилия?

Юрий Петров
Юрий Петров    22:30  08.02.10

Иван, хронофилия это из области сексуальных аберраций. Педофилия это разновидность хронофилии. Орофилия лучше, по-моему.

Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    13:02  07.02.10
Коля, кстати,

Мы тут с Женей Верлиным пытались вспомнить, были ли в истрии догоняющие модернизации в авторитарных странах с сырьевой экономикой.

Не вспомнили, не было, даже сталинская была не на сырьевой базе.

И это понятно: если есть труба, то главная задача -- модернизировать лишь способ защиты от посягательств чужаков на твою позицию на вентиле. А все остальное -- да на хера оно сдалось?

 

Николай Злобин
Николай Злобин    16:13  07.02.10

   Андрей, конечно, сырьевая экономика не модернизируется. Пока в истории нет примеров этого. Но может быть модернизация в авторитарной стране с сырьевой экономикой, цель которой (модернизации) отказ от такой экономики? Что там ты с Женей думаете по этому поводу?   

Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    14:49  08.02.10

Только в одном случае -- если появляется энергичная и ответственная элита, типа Ататюрк-младотурки. А наши ататюрки плодят единороссов и нашистов

Максим Кантор
Максим Кантор    16:12  08.02.10

Что-то я довольно часто последнее время слышу про Ататюрка. Хорошо, что я не армянин. Интересно, что Самвел думает

Николай Злобин
Николай Злобин    18:13  08.02.10 Копия: Самвел Аветисян

   "Хорошо, что я не армянин", звучит провокационно :))) Действительно, что там думает Самвел?   

Самвел Аветисян
Самвел Аветисян    19:00  08.02.10 Копия: Андрей Шмаров

Сначала хочу поправить Андрея. Ататюрк и младотурки - это, все-таки, две большие разницы. Вторые и не думали ни о какой спасительной модернизации. Придя к власти накануне Первой Мировой войны (1908г) , рассчитывали поучаствовать в переделе мира (пантюркизм).  Ататюрк же на развалинах Османской империи смог собрать новую страну,  модернизировав экономику  и секуляризовав (тоже своеобразная модернизация) общество...

Мне кажется, опыт Турции времен Ататюрка может оказаться полезным России: Турция, традиционно восточная страна с азиатским способом производства, решительно переориентировалась на Европу, сбросив "азиатские вериги". России, полу-европейской, полу-азиатской стране, прежде чем модернизироваться, следует определиться с собственной идентификацией. Но такое самоопределение чревато распадом (полураспадом) страны: либо-либо. Ататюрку было легче - османская империя к тому времени распалась до почти полного исчезновения... 

Самвел Аветисян
Самвел Аветисян    19:01  08.02.10

Андрей,

а зря, что Вы - не армянин! Армяне - те же евреи, но латентные!..

Николай Злобин
Николай Злобин    19:11  08.02.10
И наоборот?

   Кстати, Самвел, это был не Андрей, а Максим   

Самвел Аветисян
Самвел Аветисян    21:29  08.02.10

Да, конечно же, я обращался к Максиму. В спешке, когда кругом такое количество Андреев, немудренно оговориться.

Максим, мои извинения!

Максим Кантор
Максим Кантор    19:14  08.02.10

Анекдот был:

Старый армянин умирает и завещает детям:

Берегите евреев!

-?

- Когда всех перебьют, за нас возмутся.

Тут он правда, неточен, взялись до того.

Николай Злобин
Николай Злобин    18:08  08.02.10

   А они, как известно, учились у большевиков, Андрей. Круг замыкается, что ли?   

Теги: Россия, власть, Дмитрий Медведев
Реклама

Вы находитесь на сайте в режиме гостевого доступа с ограниченным функционалом.

Как
получить полный
доступ?

Если Вы подписчик журнала или член клуба, пожалуйста, авторизуйтесь в левом верхнем углу экрана

Самое