Нужна помощь?
Преимущества
подписки
Средняя оценка Ваша оценка 1 голос 5

Евгения Кандиано: Обезьяна, которая отказалась взрослеть

Карликовые шимпанзе бонобо из Конго считаются самыми близкими родственниками человека. Они отличаются от обычного шимпанзе более дружелюбным нравом, стремлением к демократии, альтруизмом. Одним словом, они инфантильнее — как и люди

Фото: Corbis/Fotosa.ru
Фото: Corbis/Fotosa.ru
+T-

Ученые установили: обезьяны, которые в своем поведении больше похожи на людей, — это те, кто во взрослом возрасте ведут себя как детеныши. Напрашивается вывод: большеголовый, голый, дружелюбный Homo sapiens — это шимпанзе, вставший на путь неотении. Ну, как страус, который на самом деле есть ни что иное, как птенец, решивший не учиться летать, а заняться сексом, чтобы стать отдельным видом.

Серия экспериментов была поставлена на приматах, живущих в заповеднике неподалеку от Киншасы, республика Конго. Ученые наблюдали поведение 24 особей бонобо и 30 шимпанзе. Эксперименты касались отношения обезьян к самому дорогому и желанному в их жизни — еде, а опосредованно, через еду, и их отношения друг к другу.

  • Фото: Corbis/Fotosa.ru
  • Фото: Corbis/Fotosa.ru
  • Обычные шимпанзе — жадные и суровые существа, зато отличные психологи
  • Карликовые шимпанзе бонобо из Конго считаются самыми близкими родственниками человека

Во всех экспериментах бонобо всех возрастов вели себя так, как у обычного шимпанзе ведут себя только малыши. Они охотно делились пищей с друзьями, даже если ради этого надо было специально открывать для них дверь:

Взрослые шимпанзе и в природе, и в эксперименте — щедрые, пока маленькие, но скупые и жадные во взрослом возрасте. Зато они с годами делаются хорошими психологами, а бонобо, даже взрослея, ведут себя как простаки. В отличие от обычных шимпанзе, они с большим трудом учились тому, как отличать «добрых» экспериментаторов от «злых»; у кого стоит просить еду, а у кого нет. Они трогали за руку всех людей без разбора — лишь бы поиграть.

Такую разницу в поведении ученые объясняют тем, что в природе у бонобо в своем ареале обитания нет конкурентов. Поэтому они остаются всегда доброжелательными, немного инфантильными и несообразительными. У шимпанзе жизнь куда тяжелее — они конкурируют с гориллами и, кроме того, у них в стае господствует четкая иерархия: первыми едят крупные самцы, занимающие в стае господствующее положение, потом все остальные члены социума, а дети питаются последними.

Однажды я увидела собственными глазами и даже ощутила на себе, как работает такая иерархия. Мне было семь лет, и мы с родителями поехали в обезьяний заповедник, расположенный под Туапсе. Ученые в качестве эксперимента выпустили в дикие условия стаю гамадрилов-павианов и наблюдали за их поведением. Сейчас этого заповедника больше нет, а жаль. Наблюдать было очень интересно, я бы сказала — захватывающе. Главными в заповеднике были обезьяны, им можно было все, а туристы должны были соблюдать определенные правила поведения и считаться с обезьяньим порядком. Я этот порядок нарушила и была тут же наказана.

Обезьяны привыкли к туристам и к тому, что туристы угощали их всякими лакомствами. Они выстраивались длинной вереницей перед человеком, который распаковывал свою сумку, и ждали, что вот сейчас начнется главное и самое интересное. Что же у этого двуногого в его сумочке: помидоры, сливы, огурцы, колбаска, яйца, вареная картошка? Обезьяны радовались всему. Когда я потянулась к своему рюкзачку, передо мной тоже выстроилась очередь: первым был вожак стаи, за ним его приближенные, в конце толпились женщины и дети. Мне было ясно, что если я буду соблюдать их порядок, то маленькому детенышу, который повизгивал от нетерпения, не достанется ничего — еды с собой у меня было не очень много. А угостить хотелось именно его, он был очень трогательный. Я достала бутерброд и поступила неэтично — понесла его в самый конец очереди малышу, вместо того, чтобы отдать вожаку. И вожак меня тут же наказал — догнал, оскалил свои клыки и пару раз провел когтями по руке. Поранить он меня не хотел — на руке остались только белые полосы — просто воспитывал. Но пришлось отдать бутерброд ему — никуда не денешься.

Вот так это выглядит в природе. Понятно, что в условиях жесткой иерархии животное всегда ощущает давление и вполне обоснованный страх, что пищи может не достаться. А это провоцирует нежелание делиться, в человеческом эквиваленте — жадность.

Ученые считают, что общий предок шимпанзе и бонобо был довольно агрессивен, но впоследствии бонобо эволюционировали в сторону инфантилизма и доброжелательности благодаря благоприятным условиям среды обитания. На это потребовалось с точки зрения эволюции совсем немного времени — одно мгновение продолжительностью в пару миллионов лет. Дивергенция бонобо и шимпанзе произошла 2,5-0,85 миллиона лет назад. Ученые говорят, что для изменения социального поведения достаточно перестройки всего лишь нескольких генов.

Зачем нам все эти знания? Дело в том, что и в эволюции человека произошло, по-видимому, нечто подобное. В прошлом году группа ученых из Шанхая установила, что определенные гены, ответственные за развитие мозга и когнитивных способностей, у человека активируются намного позже, чем у шимпанзе или макаки резус. Значит, человек, с его альтруизмом и дружелюбием — это вечный Питер Пэн, инфант, похожий больше на бонобо, чем на обычного шимпанзе.

Было бы ужасно интересно оказаться пять миллионов лет назад в Африке и узнать — что же действовало на нас так инфантилизирующе?

Комментировать

Комментарии

1-50 из 63 комментариев
Анастасия Пожидаева

Психологическая защита? Впрочем, на мой ненаучный взгляд, человек давно достиг возраста зрелого шимпанзе. 

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    21:46  06.02.10

   Ну по всякому бывает. Мы, люди, - сложные создания.

И все-таки, если нас любить, то мы просто расцветаем и отвечаем тем же :)))   

Катерина Мурашова

Ага, ага! А вот тут еще намедни был интересный материал Маши Гессен про разный тип онтогенеза у нас и у штатовцев (не сумела найти и вставить ссылку - простите!). И отчетливо же видно - мы-то еще туда-сюда шимпанзе, а вот у них  - неотения от неотении! Так сказать - неотения в квадрате! Штатовские старушки в шортиках и перманенте, весело прыгающие с флажками на инаугурации очередного президента - это новый виток эволюции? Ура? (А Конрада Лоренца в корзину выкинем. Ну его, он агрессивный :))

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    21:43  06.02.10

   :))

Я читала ту статью. Очень интересно.

Но в целом - это же здорово, когда человек долго остается молодым.   

Катерина Мурашова
Катерина Мурашова    23:09  06.02.10

Так не просто же молодым, если в биологию смотреть - это психическая неотения, как у собачек (биологическая видовая - у страусов, биологическая в пределах вида - у аксолотлей). То есть, товарищи остаются дружелюбно-веселыми "личинками", а где-то есть (пока?) особи, прошедшие "психический метаморфоз" (образец, вероятно, А.П.Чехов :)?)

Молодость и неотения - все-таки немного разные вещи.

А бонобо - их же тоже мало, как того вырождающегося африканского племени... И еще они очень забавно решают все возникающие конфликты - сексом.

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    12:26  07.02.10

   :) Мой комментарий касался статьи Маши Гессен :)

Конечно, вы правы, молодость и неотения разные вещи. Когда речь идет о поведении бонобо, по-видимому, это действительно можно отнести к неотении.

Когда речь идет о людях - не знаю, не уверена (я имею в виду то, что написано в этой статье, а не редкий волосяной покров) . У людей наблюдается некоторая задержка генетической программы по сравнению с шимпанзе. Но все-таки мне кажется, что в данном случае, это строго говоря, нельзя назвать неотенией.   

Катерина Мурашова
Катерина Мурашова    12:56  07.02.10

Евгения, я была невнятна, простите. Я говорю не о видовой генетической неотении человека (под вопросом упомянутой в реплике Ильи), я говорю о психической неотении части теперешних цивилизованных людей, в частности описанных в статье у Маши Гессен. Это явление наблюдается например у домашних собак - они генетически с волками один вид  (свободное скрещивание), но психически щенки, никогда не превращающиеся во взрослых животных. Ну и агрессивность по сравнению с волками конечно снижена.

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    13:26  07.02.10

   :))) За это мы так и любим собак - они, в сущности, дети!   

Катерина Мурашова
Катерина Мурашова    13:36  07.02.10

Ага, ага, а еще (помимо американских старичков и старушек) психическая неотения наблюдается у значительной части ученых (это любят обыгрывать в фильмах и книгах) - и именно это позволяет им делать открытия!

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    13:47  07.02.10
:)))
Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    00:26  09.02.10

мы же даже череп им помяли и изогнули - чтобы они выглядели инфантальнее; в результате - разброс форм головы больше, чем во всем отряде хищных (т.е. череп пекинеса отличается от черепа борзой сильнее, чем череп гиены от черепа медведя) - зато все такие лапочки!

survival of the cutest, вот как бы я назвал этот режим эволюции

Артем Оганов
Артем Оганов    18:52  06.02.10

Очень интересно!!!

Всегда думал, что у первобытных людей жизнь была очень тяжелая, а у обезьян - почти рай (висят на деревьях, едят бананы - как в Чунга-Чанге:).

Если люди смогли так "расслабиться и стать простаками", то значит ли это, что все как раз наоборот - и у их обезьяних предков жизнь была еще тяжелее, чем у первобытных людей?

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    21:45  06.02.10

   Возможно, это означает, что их было мало.

Я читала очень давно исследование про одно африканское племя, которое вырождалось. И их осталось уже совсем немного. Так вот они были чистые альтруисты, у них в языке даже не было слов связанных со злом, коварством, мстительностью и агрессией. К сожалению, я не помню, где я это прочла.   

Ольга Балашова
Ольга Балашова     00:00  07.02.10
спасибо, очень интересно! )

судя по всему таким же чистым и светлым был критский период древней крито-микенской цивилизации. Раскопанный Артуром Эвансом кносский дворец, его архитектура, убранство и принцип организации пространства говорят об искулючительно мирном и дружелюбном образе жизни древних островитян. у них уникальное для того времени искусство, очень праздничное, радостное,звонкое, живое...

и хотя, по легенде там жил кровожадный минотавр, ничего в росписях не выдает того, что могло бы омрачить существование этих людей. кажется они пребывали в абсолютной гармонии и счастье... вообще это уникальный случай для столь древней цивилизации и единственное объяснение такому фестивальному характеру искусства искусствоведы находят как раз в благоприятных и комфортных условиях жизни...

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    12:13  07.02.10

   Оля, а у вас нет фотографий или ссылок? Очень хочется посмотреть на их искуство.

Вообще, для меня остров Крит - отдельная загадка, хотелось бы знать больше о тех людях.

    

Ольга Балашова
Ольга Балашова     15:18  07.02.10

Жень, к сожалению, я не большой специалист по древнему искусству. Все мои знания ограничиваются тем, что я еще не успела забыть со времен учебы в академии..)) но я точно помню, что там были удивительные названия для фресок.  Например "Парижанка" (из-за изысканности внешнего облика девушки) или "Танец среди деревьев", или "Собиратель шафрана".. 

сейчас попробую что-то поискать в сети.

на этой фреске ритуальное состязание с быком. если я нечего не путаю, то исследователи спорили о самой возможности подобное повторить и пришли к выводу, что это практически невозможно.  

Парижанка

"Собиратель Шафрана" или "Голубой мальчик"

с особым трепетом изображались цветы, травы, птицы, и животные... 

а вот как это выглядело на стенах дворца..

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    00:28  09.02.10

Да, кайф - особенно эта знаменитая парижанка; спасибо, Ольга!

А еще есть целая область культурологических исследований: использование инфантильных образов в рекламе - когда рисованный персонаж нарочито большеглазый и высоколобый. Нет ли хороших примеров под рукой?

Вадим Конаков
back to nature

 

очень интересный материал. спасибо, евгения ! предлагаю его запускать перед каждой дискуссией на "снобе", как рекламный ролик крутят в кинотеатре перед показом фильма. качество и глубина комментариев, а, главное, атмосфера обсуждения от этого не пострадают. :)

 

еще подумал вот о чем. может быть, "взрослое" и эгоистичное поведение человека объясняется подсознательным желанием создать для себя  комфортные условия не как самоцель, а как промежуточный этап к пьянящей инфантильности и альтруизму? вот так выхватываем из рук друг у друга не принадлежащее нам, а оказывается ради последующего альтруизма и взаимной любви. :) большинство, к сожалению, так и остаются на "промежуточном" "взрослом" этапе, не успев насытиться ненужным и не достигнув обычного обезьяньего счастья :(

Виктория Варшавская
Виктория Варшавская    11:11  07.02.10

Хорошая идея:-)

И именно "ради последующего альтруизма и взаимной любви" создает человечество не покладая рук разнообразные утопические теории (коммунизм например, да и религия как таковая) что бы как то ускорить приход обезъянего счастья :-)

Вадим Конаков
Вадим Конаков    11:30  07.02.10

 

реализую на практике эту идею, виктория. частично в своем блоге об этом написал в "свиной истории". вы, как вижу, тоже не тяготеете уж очень сильно к ареолу "взрослых обезьян". :) в этом мы солидарны.

Виктория Варшавская
Виктория Варшавская    12:38  07.02.10

Вадим, спасибо - почитала про свиную историю... очень хорошо, и действительно "все там будем" - просто кто то уже там(некоторые с рождения) а кому то не суждено в принципе... некоторые прикидываются, но им же хуже.... я вот только пытаюсь учиться, тяжело это :-) А на Бали не была - надеюсь выбраться когда-нибудь...

Еще прочла про Амура - удивительно мудро, честно и тепло - спасибо! 

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    12:36  07.02.10

   Наверное, это вопрос для философов :)  Мне так представляется, что Сократ бы с вами согласился :)

Я думаю, что у людей, склонных к скупости, жадности или к переизбыточному накопительству, не удовлетворены базовые потребности. А именно, у них нет чувства защищенности. Они таким образом как бы стараются защитить себя и своих близких. Но я не психолог, это просто мои собственные соображения.   

Вадим Конаков
Вадим Конаков    13:01  07.02.10

 

как дилетант соглашусь с вашим жизненным наблюдением, евгения. к сожалению, те люди, которых вы упомянули, своей агрессивностью создают еще и чувство незащищенности у всех остальных. в результате получается то, о чем написал в своем комментарии в блоге а.наврозова о гамлете : свободные потенциально люди вынуждены подчиняться напору и агрессии и вовлекаются в массу несчастных. другими словами алчность манипулирует порядочностью.

 

пишите почаще, евгения, чтобы отвлекаться от таких мыслей. обезьяны, особенно инфантильные, снимают стресс. :))

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    13:11  07.02.10

   Животные вообще снимают стресс. Контакт с животными людям дают огромный психологический комфорт. Это существа, которые нас любят просто так, без выгоды, без коррекций на наше поведение. И по моему мнению, животные заслуживают куда более благодарного и бережного отношения со стороны людей.   

Вадим Конаков
Вадим Конаков    13:17  07.02.10

 

а по этому поводу написал л.плехановой (в ее блоге) чему могут поучиться женщины у кошек :) женя, не сочтите это за дерзость, но общение с вами тоже стресс снимает. мне по крайней мере :))

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    13:49  07.02.10

   То есть я уже на пути совершенствования? :)))   

Вадим Конаков
Вадим Конаков    13:58  07.02.10

да. вектор выбран правильный :)

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    00:30  09.02.10

тут интересно было бы провести рейтинг среди членов клуба и подписчиков, создав команду "инфантов" и команду "адултусов"

Вадим Конаков
Вадим Конаков    17:51  09.02.10

 

думаю, илья, трезво оценивающие себя в большинстве своем один тайм будут играть за одну команду, а второй за другую. скорее надо задать вопрос : в какой команде удастся больше голов забить?  и еще вопрос: в какой из команд каждому из нас комфортнее играть  ? :)

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    17:52  09.02.10

оба вопроса очень интересные; начинаю с Вас! мм?

Вадим Конаков
Вадим Конаков    18:03  09.02.10

1. пока более результативен (голы) во взрослой жизни.

2. комфортнее в песочнеце. там, конечно есть конкуренция за лопатку

и машинку, но нет (в такой мере) осознанного и просчитанного предательства, которое очень сильно сажает эмоциональные батареи.

p.s. "сноб" для меня разновидность песочницы. :)

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    18:13  09.02.10

экспериментальные психологи уверены, что первый режим позволяет соблюсти дедлайны и выполнить простые операции; второй -непременный залог успешного творчества, мышления "вширь"

Виктория Варшавская

Как интересно, спасибо!

Bushmen племя или племена которые жили в Южной Африке, недалеко от современного Кейп Тауна 300 и даже 150 лет назад вроде были как бонобо(хотя данные не совсем проверенные, их интервьюировали англичане уже выпустив из тюрьмы в 19 веке). Они до iron age не добрались, их наскальные рисунки можно встретить много где. Остатки этого племени сейчас в Намибии, из ЮАР им пришлось уйти, или их вывезли. Говорят что 3 века назад их было около 10 тысяч... немного но и не мало. Племенная иерархия, шаман очень важный человек(транс для них был необходим, смелость в борьбе со слонами например давал), примитивные но довольно добрые правила, один за всех все за одного... и внешне они отличаются очень от других племен(у женщин например огромные, просто гигантские задницы). Назвать их жизнь легкой как то язык не поворачивается, но наверняка что то в их генокоде не так как у других племен... жили они на территориях где мигрировали слоны и было много разного рода антилоп, больших кошек(леопардов львов...) не было, доступ к воде и погода хорошая - они никогда не пытались ничего выращивать - может это и обясняет немного почему им легче было... но это все лишь догадки

это их рисунки  - установить их дату вроде как невозможно, no carbon... ученые гадают... 

 

Вадим Конаков
Вадим Конаков    11:36  07.02.10

 

гармоничная картина : цветовая гамма, светотени, точки, линии, пунктиры, динамика.  замечательная работа ! :)

Виктория Варшавская
Виктория Варшавская    12:43  07.02.10

Да, да гармония замечательная. Я влюбилась в эти рисунки - хотя многое там случайно... вроде как. То что серо черное - это грибок, живой организм... изначально все было ярко красным, солнце и влага сделали свое дело  - теория такова,  что рисовали кровью смешанной с песчанником и еще с чем то растительным, а так как скалы пористые, рисунки проникали на см вглубь камня, так и сохранились. Если доберусь, напишу об этом в блоге...

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    12:39  07.02.10

   Я про это племя никогда не читала. Спасибо, кстати, большое. Мне тоже было очень интересно. И спасибо за рисунок!

Из того, что вы описываете, понятно, что им нужно было противостоять внешним врагам и конкурентам. А для этого необходимо друг друга поддерживать :)   

Катерина Мурашова
Катерина Мурашова    13:00  07.02.10

Замечательный рисунок, Виктория, спасибо! Так рисуют многие дети, отталкиваясь от уже существующего субстрата - пятен, изломов и достраивая фантазией до целостных картин. Тут первичен - взгляд, конечно. А где еще можно посмотреть такие рисунки?

Виктория Варшавская
Виктория Варшавская    13:23  07.02.10

Это моя фотография - у меня еще есть, но надо загрузить...

я была вот в этом месте пару недель назад - там и фотографировала, там есть ссылки на другие источники и на research

http://www.bushmanskloof.co.za/rock_art_expeditions.php

 

Катерина Мурашова
Катерина Мурашова    13:39  07.02.10

Спасибо, Виктория! Если загрузите свои фотографии, киньте мне ссылку, пожалуйста.

Виктория Варшавская
Виктория Варшавская    13:49  07.02.10

непремено!

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    00:34  09.02.10

и мне - чудесные картинки; очень ждем Вашего блога; а откуда у Вас сами картинки - Вы там были?

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    00:33  09.02.10

Я очень люблю книгу Nisa - the life of !King woman - сборник интервью с женщиной-бушменом, родившейся в 1924 году. Мне не приходило в голову, но Вы, Виктория, абсолютно правы: один из аспектов их уклада - инфантилизм. В их группах удивительное равенство, удивительно child-like ценности, мышление. Их половая жизнь - очень гибкая и свободная - совсем не похожа на суровое викторианство, например. Надо еще про них подумать - если увидите эту книгу, буду очень рад услышать и Ваши соображения.

Дмитрий Гороховский
Если взглянуть на современное общество

вряд-ли можно подумать об инфантильности и неком сходстве с бонобо.

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    14:15  07.02.10

   Что именно вы имеете в виду? Ведь и люди растут в очень разных условиях...   

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    10:04  08.02.10

Женя, спасибо за интересную статью. Бонобо действительно живут в раю - в течение миллионов лет, т.е. Вечности. Их райский ареал не требовал и не предполагал характерных изменений, они и остались детьми в лучшем смысле слова.

Синдром Питера Пэна (а это медицинский термин) - это инфантилизм не только в положительном проявлении. Это и эгоизм, и детская жестокость, и гипертрофированное чувство собственника. В последнее время мне часто приходится наблюдать игры детей на детской площадке. Любопытное зрелище. Борьба за качели, за игрушку. лопатку - без этого не бывает ни одного дня. Обиды, рев, жалобы взрослым. В этом нет ничего особенного: разумное воспитание откорректирует такое поведение. Но инфантильные взрослые, при многих других милых качествах, часто несут отрицательные детские черты всю жизнь. При этом они могут быть выдающимися актерами, учеными, писателями (как правило, детскими) и т.д.

Если взглянуть на эту тему с теологической точки зрения, то в "человеческом раю" Ева тоже поделилась с Адамом едой, яблоком, но за это оба были наказаны. Создатель предполагал запреты исключительно для высших существ. Философия добра и зла - прерогатива человека.   

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    10:38  08.02.10

   Галина, спасибо вам большое за интересный и подробный комментарий. Конечно, такие параллели (как в этой статье - между бонобо и человеком) проводятся только в очень узком аспекте - в данном случает речь шла об определенном поведенческом гене. Иначе социальное поведение людей очень сложное и факторов, влияющих на его формирование очень много. При этом одни и те же факторы могут привести к абсолютно разным результатам. Один человек, испытавший трудности, становится очень сочувствующим и добрым, а другой - трусливым и жадным. Или дети росшие в одной семье и, казалось бы, получившие похожее воспитание или по меньшей мере усвоившие одну и ту же иерархию ценностей, вырастают совсем непохожими друг на друга. Откладываем все дела и перечитываем "Братьев Карамазовых" :)))

    

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    13:35  08.02.10

Женя, я не случайно подчеркнула важность продолжительности формирования тех или иных качеств: 5 миллионов лет. Поведенческий ген в таких условиях устойчив и не нуждается в эволюции.

Что касается социального поведения людей. Оно обусловлено множеством факторов, в том числе - генами. В пределах поколения или обозримых нескольких они, безусловно, отразятся на характере и поведении личности. "Братья Карамазовы" - замечательный пример.

Я сталкиваюсь постоянно с примерами совершенно различных внутрисемейных психотипов и пр. Связано это не только с унаследованными генами, но и с мироощущением родителей - на разных этапах жизни. Единственный ребенок, двое или более детей в той же семье - это повод для развития непохожих поведенческих особенностей. Мы знаем о "комплексах старшего/младшего брата/сестры". Психологическое состояние беременной также влияет на характер будущего ребенка - отсюда у одних и тех же родителей смелый ребенок и трус, интроверт и экстраверт и т.д.

У меня двое сыновей и две внучки - все замечательные и очень разные.

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    20:39  08.02.10

   Да, Галина, вы, конечно, правы - человек сложное существо и, конечно, и гены, и окружающая среда формируют характер - это безусловно. Но мне вот кажется, что каждый человек в зрелом возрасте уже вполне способен сам корректировать свое поведение и внутреннюю мотивацию. Скажем, если он замечает за собой агрессию или жадность или какие-то другие неприятные черты, наверное, он в состоянии это поправить?   

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    22:47  08.02.10

Не каждый, к сожалению. Многие не только не хотят меняться - своих пороков упорно  не признают. Недостатки есть у каждого, но чтобы сказать себе правду и совершенствовать себя, нужны (как минимум) смелость, высокое сознание и отсутствие гордыни.

Теги: наука, обезьяны
Реклама

Вы находитесь на сайте в режиме гостевого доступа с ограниченным функционалом.

Как
получить полный
доступ?

Если Вы подписчик журнала или член клуба, пожалуйста, авторизуйтесь в левом верхнем углу экрана

Самое