Нужна помощь?
Преимущества
подписки
Средняя оценка Ваша оценка 1 голос 5

WwwwwwwwW

Именно такой — а не V, и не W, и не L — может стать литера кризиса, если радикально не поменяется парадигма бизнеса

Иллюстрация: Игорь Скалецкий
Иллюстрация: Игорь Скалецкий
+T-

Сергей Черницын, заместитель генерального директора Группы ОНЭКСИМ

 

 

В 1992 году Фрэнсис Фукуяма в своей работе «The End of History and the Last Man» («Конец истории и последний человек») констатировал окончательную победу либеральной идеи и наметил перспективу такой же окончательной победы ее материального воплощения — свободной экономики. Фукуяма подтвердил историческую правоту взглядов Гегеля на историю как на процесс, имеющий начало, середину и конец, и подвел итоги этого процесса:

«То, чему мы, вероятно, свидетели, — не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления... Либерализм победил пока только в сфере идей, сознания; в реальном, материальном мире до победы еще далеко. Однако имеются серьезные основания считать, что именно этот, идеальный мир и определит, в конечном счете, мир материальный».

Все, что оставил нам Фукуяма, — это следить за тем, как свободная торговля постепенно утвердит себя в качестве наиболее эффективного способа экономического развития человеческого общества. Собственно, так и продолжалось на протяжении 15 лет с момента выхода The End of History и, возможно, продолжалось бы и дальше, если бы не кризис.

Кризис четко обозначил недостатки существующей системы, которая все в большей и явной степени опирается уже не на развитие промышленного производства, а на создание новых и новых механизмов умножения так называемых виртуальных денег в виде разнообразных деривативов.

Поэтому, рассуждая о способе выхода из обозначившегося тупика, уже недостаточно говорить лишь об исправлении ошибок, позволяющем вернуть ситуацию в привычное мировой элите состояние. Мы наблюдаем процесс смены парадигмы развития свободной экономики в рамках сохраняющейся либеральной модели. И жизнеспособность либеральной идеологии, питаемая отсутствием удачной альтернативы (ну не марксизм же), и работоспособность созданной экономической инфраструктуры по-прежнему говорят в пользу этого предположения.

Итак, совсем просто: как в рамках либеральной идеологии может выглядеть новая экономическая модель? Что это за модель?

Либеральная идеология со времени окончания холодной войны и выхода «The End of History» претерпела значительные изменения. Достаточно упомянуть в качестве примера социальные реформы президента США Барака Обамы: идеология, ориентированная на предоставление прав, начинает работать и на формирование обязательств.

А что демонстрирует в качестве своего опознавательного «маяка» сегодняшняя свободная экономика? Ее догмат — «эффективность — эффективный менеджмент», а эффективный менеджмент — это прибыль акционеров и бонусы топ-менеджмента. Именно эти показатели — прибыль и бонусы — последние 10-15 лет ставились во главу угла при формировании капитализаций, «историй успеха» и мотиваторов экономического развития. Каков результат? Серьезный системный кризис глобальной экономики, регресс, рост безработицы и инфляции, которые почти неизбежно спровоцируют снижение качества потребления и уровня жизни.

Ставка на «эффективный менеджмент» в качестве доминанты экономического развития оказалась проигранной. Современный капитализм разрушает сам себя в результате подмены эффективности как экономического понятия узкой управленческой результативностью для «топов» и акционеров.

Утвердившаяся корпоративная практика «эффективного управления» распространилась на все сферы бизнеса и трансформировалась в манипуляции с инструментарием «виртуальной экономики». В результате кризис ставит под угрозу социальную и кадровую основу либеральной экономической модели — средний и upper middle классы, которые, в первую очередь, несут потери по всему фронту.

Где выход? Полагаю, что социально акцентированная современная либеральная идеология и определит новый вектор экономики и, соответственно, постепенную смену парадигмы развития.

Очевидно, что в новой модели речь должна идти о смене главного критерия оценки. Что идет на смену сыгравшей свою роль «менеджерской эффективности»?

Само понятие эффективности, очевидно, никуда не денется — изменится лишь его смысловое наполнение. Под «новой эффективностью» или «справедливой эффективностью» будут понимать не только успешное управление, но и социальные результаты: обеспечение большей занятости, развитие дополнительных программ премирования и материальной мотивации, формирование сложных комплексов социальных пакетов и т.д. В этом случае размер дивидендов, например, наверняка останется важнейшим критерием, но перестанет быть единственным и даже главным. Социальная ориентированность бизнеса, гарантирующая его долгосрочную стабильность, станет важнейшим критерием его привлекательности для инвесторов.

Общество же и «общечеловеческое государство» (определение французского философа Александра Кожевникова) способно отреагировать на кризис и неизбежную смену модели, изыскивая различные формы поощрения бизнеса, двигающегося в соответствии с новой парадигмой, — например, изменением налогообложения.

Подобная смена приоритетов в рамках существующей экономической инфраструктуры вполне в состоянии обеспечить новое развитие либеральной экономики, основанное на индустриальном росте без «инструментальных» злоупотреблений.

В завершение необходимо отметить, что уже сегодня есть примеры компаний, успешно развивающихся в доминантах новой парадигмы. Это, в первую очередь, Googlе — компания, которая официально провозглашает, что зарабатывание денег не является ее главной задачей, и входит, тем не менее, в десятку крупнейших компаний мира.

Очевидно, что и активно формирующаяся в Европе новая этика потребления также свидетельствует о смене парадигмы. Учитывая, что Европа остается ориентиром моды для США, то и постепенное распространение на обоих континентах философии slow, которая призывает к снижению скоростей, неподдельности ощущений и, в связи с этим, тщательности выбора, скорее всего, — дело времени.

Комментировать

Комментарии

87-131 из 143 комментариев
Эльдар Ахмадиев

Социальная эффективность упрется в краеугольный камень экономической

Сергей Черницын
Сергей Черницын    11:06  09.02.10

   Каким именно образом?   

Эльдар Ахмадиев

теории об ограниченности ресурсов и неограниченного спроса на них , как быть с тем, что распределять надо что-то чего на всех не хватает? Модель акционерного общества пока что эффективней (но возможно не лучше) всего распределяет создаваемое богатство. Человек, который решит проблему распределения лучше и эффективней, думаю, получит Нобелевскую премию. Только в посте поднимается проблема, но не предлагается метод ее решения..

Сергей Черницын
Сергей Черницын    11:14  09.02.10

   Акционерное общество не отменяется. Предполагается возможное изменение оценки его результатов,  смена модели, которая задает правила игры.

Мы же не говорим о наступлении всеобщего благоденствия.    

Герман Пихоя
Герман Пихоя    11:34  09.02.10

Сергей, просто пока нет примера востребованности, того, что ты называешь "новой парадигмой". Вот Форбс 100 как был так и есть.

Сергей Черницын
Сергей Черницын    11:43  09.02.10

   Так Брин и Пейдж там есть. И Джобс близко. Возможно, что я совсем не прав. Но кризис ведь не закончился.  Кредитование тормозится опасениями, производство в остутствие кредитов не развивается, качество потребления снижается, инфляционные ожидания растут.  Т.о. вызов требует адекватного ответа.

Форбс 100 - такая интересная штука. Вот, например, вполне возможно, что сейчас после IPO Русала Дерипаска окажется на 1-м российском месте.  Тоже будет хороший пример того, что многие критерии требуют обновления.  Придется ведь тогда Форбсу задуматься над своей методикой (как минимум).   

Сергей Исаев
Терминология

Как всегда, для того чтобы вести конструктивную дискуссию, надо договориться о терминах, используемых в рамках этой самой дискуссии. Предложенное автором определение

"...Под «новой эффективностью» или «справедливой эффективностью» будут понимать не только успешное управление, но и социальные результаты: обеспечение большей занятости, развитие дополнительных программ премирования и материальной мотивации, формирование сложных комплексов социальных пакетов и т.д...."

пока вызывает больше вопросов, чем ответов. Ну, например, "дополнительные программы премирования" - это что? Бонусы банкирам за ударную работу в условиях кризиса по распеределению немеренной гос. поддержки? Или премия курьеру по итогам квартала? IMHO  аппелирование к терминам "социальный", "общечеловеческий", "демократический" и т.д. значительно увеличивает риск социальной демагогии со всеми вытекающими последствиями... 

Сергей Черницын
Сергей Черницын    12:34  09.02.10

   Согласен. Терминология требует более детальной расшифровки.  Это - попытка нащупать путь. Также думаю и скорые примеры помогут сформулировать тезисы более четко.   

Сергей Исаев
Сергей Исаев    12:51  09.02.10

По поводу  "нащупать путь".

IMHO высокая социальная защищенность в странах "старой" Европы ныне вызывает больше вопросов, чем ответов в условиях, когда:

1) часть граждан страны не имеет возможности пользоваться плодами этой защищенности (и как экстемистское выражение недовольства этих граждан - поджоги машин в пригородах Парижа)

2) этими социальными благами пользуются совсем не те, кто эти блага создавал (социальные пособия бывшим выходцам из не европейских стран) 

3) в "старушке" Европе очевидно растет ксенофобия (запрет на строительство мечетей в Швейцарии)

говорить о "социальноориентированной " европейской экономике как законодательнице будущей экономической модели - слишком оптимистично...

Dmitry Marishkin
Dmitry Marishkin    14:33  09.02.10
путь прост - каждая страна должна заниматься прежде всего собственными гражданами

 

Сергей Черницын
Сергей Черницын    12:58  09.02.10

   Разговор пока не о социальноориентированной экономике,  а о новых мотивациях корпоративного менеджмента, который должен выстраиваться под новые условия.

Социальная защищенность - тема государства и бюджета.  БОльшая социальная ориентированность корпораций - возможно условие их дальнейшего развития.   

Сергей Исаев
Сергей Исаев    13:55  09.02.10

"Все новое - хорошо забытое старое...."

Что может быть новее денег как мотивации?!

Обама тоже "новизну" предлагает как результат кризиса: разделить коммерческие и инвестиционные банки... Как будто Рузвельт не делал этого почти 80 лет назад?

Сергей Черницын
Сергей Черницын    14:05  09.02.10

   Вопрос в том, что можно добавить к деньгам. И как это сделать. Если бы все идеально работало по Адаму Смиту, то и обсуждать было бы нечего.   

Сергей Исаев
Сергей Исаев    14:11  09.02.10

Хорошо, что идеально не работает...

Иначе и проект "Сноб" не понадобился бы:):):)

Александр Чайчиц

"Социальная эффективность" всё же отдаёт старым-добрым социализмом и регуляцией, слежением, чтоб злые капиталисты делились с хорошим пролетарьятом. Парадигма Google, по-моему, скорее в творческой самореализации и самовыражении: людям нравится там работать и нравится создавать свой модный и востребованный и при этом в основном бесплатный продукт. Работа приносит им чувство клёвости и драйва, и это важный двигатель их мотивации, мне кажется.

Люди так устроены, что по определению будут мотивироваться работой на собственное благо (в широком понимании), и только лишь осознания своей социально-благотворительной роли надолго не хватит.

Сергей Черницын
Сергей Черницын    16:21  09.02.10

   Да, вы правы, но лучшего названия пока не нашлось. Я выше в комментариях уже говорил, что рерайт сократил некоторые моменты, в числе которых и оценка неэффективности марксизма и его производных.

Драйв - правильная вещь. Но вот тоже интересно. Если 50-100 лет назад драйв мог обеспечить просто процесс зарабатывания, то сейчас все чаще этого становится недостаточно, необходимо творчество и тд. И это - очень в тему назревших перемен.  Определение "социальный" к сожалению давно уже в России компрометированно попсовым применением.   

Антон Аренс

Да не верю я, что вот сейчас все возьмут и займутся социализацией своего бизнеса. Входной билет на мировой блокбастер «Кризис» стоил многим своих состояний, вряд ли теперь после просмотра, на выходе из зала, кто-то захочет отдать последнюю рубашку незнакомцу.

Сергей Черницын
Сергей Черницын    19:38  09.02.10

   Почему-то социализация воспринимается как необходимость отдать последнюю рубашку. Или близко к этому.  На самом деле, речь о том,  что в новых условиях, чтобы лучше работать и больше заработать надо становиться больше и больше ориентированным на общество.

Вот как-то мало заметно в России прошла основная тема недавнего Давоса:

констатировали отсутствие работающих экономических  теорий: http://www.snob.ru/selected/entry/12112

Саркози много говорил о необходимости корпорациям активнее внедрять гуманистические ценности:http://www.snob.ru/selected/entry/12111

Крупнейшие мировые корпорации заговорили о том же:http://www.snob.ru/selected/entry/12229

А потом еще и папа Бенедикт IV (уже не в Давосе) добавил в этом ключе: http://www.gazeta.ru/news/lenta/2010/01/31/n_1451212.shtml

А  Барак Обама тем временем самым активным образом спасает средний класс: http://www.snob.ru/chronicle/entry/12077

А если уже все они говорят об этом, то это значит только одно - все мы уже если не в процессе, то на пороге перемен. И выиграет тот, кто лучше спрогнозирует будущее.  Не замечать этого  опасно.

 

    

Антон Аренс
Антон Аренс    18:11  10.02.10

Отсутствие работающих экономических теорий не означает преобладания гуманистических идей. Главы корпораций, как и  упомянутые главы государств, в период экономической нестабильности абсолютно верно переносят акцент, говоря о заботе и внимании к  людям. Разве раньше они не заботились, разве не было отчетности по стандарту GRI? Просто время сейчас таких разговоров...а как станет легче, так и тема сменится. Единственный кто будет говорить о гуманистических ценностях всегда - это Бенедикт IV, но ему, извините, сам Бог велел не забывать об этом.

Сергей Черницын
Сергей Черницын    23:30  10.02.10

   Тема сменится месте с этими главами)). Растущую повсеместно безработицу сложно игнорировать. В США по неофициальным данным безработица более чем в 2 раза превышает официально показываемую (19%  и 9,85 % соответственно).    

Петр Холодный
Петр Холодный    20:00  09.02.10

I think it is a mistake to apply ideology to economics and economic models.  Historically, countries which separated ideology (any ideology) from their economic models were most successful.  The Soviet Union failed to do this and the rigid socialist ideological model failed.  The United States has show extremely flexibility, and although calls itself a capitalist society has had no issues with implementing significant socialist programs when times demanded (Great Depression, recent crisis, etc.).

Further, countries, like individuals, are basically selfish – this is a basic human characteristic which was also ignored in the Soviet attempt to build communism – and will do what is best for themselves, first and foremost in the acquisition of cheap natural assets, which are required to maintain a high standard of living.

Sorry if this sounds cynical and sorry to write in English but I am in London without a Russian keyboard.

 

Сергей Черницын
Сергей Черницын    20:16  09.02.10

   Привет, Петь. Так как у меня есть русская клавиатура, то отвечу на русском)).  Думаю,  в связи с разными языками несколько смешались понятия. Уместнее тогда говорить об идее. Либеральная идея. И разве США не продвигают либеральную идею в том числе и в экономической сфере? Ведь именно с опорой на принципы либеральной идеи рассматривались все крупные дела о банкротстве (вспомни классику Ли Якокки). Конечно же идея влияет на экономику. Другое дело, что либеральная идея уникально гибка в своем воздействии - так в этом ее сила.

Очень интересный трюк получается - СССР строил экономику под эгидой  адаптированной марксистской идеи, предполагающий преимущество базиса (материального мира) перед надстройкой (духовного мира, идей). Результат - давление идеологии не дает развиваться экономике. Хотя казалось бы..... Понятно, что здесь еще и субъективный кадровый фактор сработал - до середины 80-хх  СССР управляли идеологи.  Но тема очень интересная.

Про базовую человеческую характеристику - все, возможно, так. Но так эта характеристика и используется. Если ты можешь больше зарабатывать, уделяя внимание обществу, то ты будешь уделять ему внимание. И посмотри ссылки в моем предыдущем комментарии - мои рассуждения это не досужие домыслы на пустом месте.    

Дмитрий Катков

Давайте не будем забывать о том, что непосредственно предшествовало "кризису", и, очевидно, спровоцировало его быстрое развитие, явилось сильнейшим среди прочих катализатором. Это события на Кавказе, которые поставили под сильнейший удар имидж США и сочувствующих им европейцев.

 

Экономические причины, а уж тем более мелочи вроде корпоративной этики, глубоко вторичны и зависимы. Основное - это политика, в частности - геополитика. Если США смогут быстро справиться со своими теперешними внутренними и внешними проблемами (что, впрочем, крайне маловероятно), "кризис" тут же закончится. Если же нет, то нас ждут новые парадигмы, переход к которым наверняка будет весьма болезнен и даже смертелен для многих.

Dmitry Marishkin
Dmitry Marishkin    08:43  10.02.10
представьте что штаты будут справляться с кризисом просто тупо закрыв импорт товаров

пересядут на форды, (на самом деле тойоты и ниссаны отлично собираются в штатах... только лексусы и акуры идут из японии...), перестанут везти трусы из китая (уже ввезенных этих трусов на лет пять вперед хватит всем..)... что тогда будет?

Сергей Черницын
Сергей Черницын    09:35  10.02.10

   А  чем же будет жить тогда Wall Street  и все производные?  Свернуть  свое глобальное участие и переключиться на собственное производство? США это совсем не выгодно.   

Dmitry Marishkin
Dmitry Marishkin    10:13  10.02.10
влияние wall street сильно преувеличено

Уже не хватает blue collars. Налогов на производство в Аризоне, Неваде и Техасе практически нет. А где сейчас стоит станок в штатах или китае уже почти не играет никакой разницы. На собственное производство придется переключаться в любом случае. США мне кажется уже не до выгод - им нужно остановить безработицу - а именно производство в состоянии это сделать

Сергей Черницын
Сергей Черницын    10:17  10.02.10

   Ну, в связи с видимым развитием интернета, вполне возможно, что новая занятость будет возникать  именно здесь.  Разговоры о возвращении станков из Китая в  Аризону вряд ли стоит понимать буквально.   

Dmitry Marishkin
Dmitry Marishkin    10:30  10.02.10
может быть...

я просто не понимаю, что еще может в интернет попасть - уже в принципе любая активность реализована в интернете. Все счета, покупки не продовольственных товаров, билеты, паспорта, даже регистрация автомобиля и перевыпуск прав на машину уже давно решены в интернете.

Сергей Черницын
Сергей Черницын    10:41  10.02.10

   Могу только предположить.  Так многих волнующий вопрос - как монетизировать социальные сети (которых все больше).  Одно из решений - развитие сервисов для заданной аудитории. Здесь есть большой простор. Второе направление - коллективные интеллектуальные разработки.    

Dmitry Marishkin
Dmitry Marishkin    19:38  10.02.10
может быть.

я человек не очень творческий:) новые возможности вижу плохо, мне кажется сейчас ситуация катится в обратную сторону - будет спад в социальных сетях - наелись. Реальная жизнь как выясняется гораздо интереснее:))

Сергей Черницын
Сергей Черницын    23:32  10.02.10

   Возможно, что социальные сети сегодняшние (всеобщие) будут трансформироваться во множество нишевых по тематике и аудитории, а именно это и позволит быстрее развивать сопутствующие сервисы.   

Dmitry Marishkin
Dmitry Marishkin    23:52  10.02.10
вот это то меня и смущает...

Сергей, не могу себе представить, чтобы все расселись по своим домам и начала общаться друг с другом исключительно через интернет, хоть и по своим узким интересам. Есть такой забавный бизнес - http://www.theschooloflife.com/

раньше был убыточный книжный магазин - а сейчас вроде все в порядке у них - потому что люди все-равно будут хотеть лично общаться. Не будут люди в интернете сидеть. Не верю я в это...

Сергей Черницын
Сергей Черницын    00:07  11.02.10

   Вот есть проект "Сноб" - люди знакомятся и общаются здесь, потом многие общаются лично,  клуб снобский устраивает разные вечера и лекции, скоро клуб в Москве должен появиться - многие общаются с удовольствием. Интернет не заменяет общение, скорее - почту.   

Dmitry Marishkin
Dmitry Marishkin    05:20  11.02.10
все верно, если не переходить в реальность - проект умрет

 

Дмитрий Катков
Дмитрий Катков    09:45  10.02.10

Тогда в Штатах моментально начнётся советский 1991 год.. А то и похуже, учитывая криминальную обстановку, непривычку населения к очередям, и т.д.

Dmitry Marishkin
Dmitry Marishkin    10:16  10.02.10
а какой криминальной обстановке идет речь??

население в очереди стоит совершенно спокойно. Причем стоит очень культурно - гос помощь, спонсируемое жилье, "правильные" кредиты, обслуживание в дешевых клиниках, не поверите:)) - чтобы сходить в лучший ресторан Сан Франциско нужно записываться примерно за пару месяцев:) - везде очереди, но очень цивилизованные

советский 1991 год не может начаться в принципе - на территории штатов сейчас столько барахла, что примерно пару лет можно вообще кроме нефти ничего не завозить. от розеток до итальянских туфель...

Дмитрий Катков
Дмитрий Катков    11:12  10.02.10

Согласитесь, очередь в ресторан или за айфонами - это совсем не то же, что очередь за сахаром или за хозяйственным мылом по талонам. Если же страна отказывается от импорта, то именно такие очереди её и ждут. То, что "барахла надолго хватит" - конечно же, иллюзии. Любая вещь рано или поздно ломается, портится, заканчивается.. Новые вещи сейчас производят в основном китайцы. Они и не против, но тоже, как ни странно, хотят кушать и получать за свою работу что-нибудь кроме ничем не обеспеченных долговых бумаг. 

 

А вообще, любопытно, какой процент жителей того же Сан-Франциско занят сейчас в реальном производстве или хотя бы имеет соответствующие навыки.

Dmitry Marishkin
Dmitry Marishkin    19:36  10.02.10
а какая разница по большому счету?:))

Дмитрий, думаю что из Перми плохо видно, сколько барахла на территории США:))

Если Вам любопытна ситуация во ФРиско - приезжайте и посмотрите. Будете удивлены...

Дмитрий Катков
Дмитрий Катков    21:41  10.02.10

Если есть что-нибудь и кроме барахла - непременно загляну, при первой же возможности :)

Dmitry Marishkin
Dmitry Marishkin    21:51  10.02.10
ну кому и кобыла - невеста:)) (источник не понмю)

Я даже и не знаю, может Вам ничего тут и не понравится... Так что, может и не торопитесь:)

Дмитрий Катков
Дмитрий Катков    22:11  10.02.10

Источник известен: это простой старгородский дворник. А насчёт визита.. Не люблю путешествовать, так что ничего обещать не могу. Однако, Сан-Франциско я бы посетил с интересом, поскольку слышал об этом гостеприимном городе многочисленные положительные отзывы. Исконно русские земли, опять же.. ;)

Dmitry Marishkin
Dmitry Marishkin    22:26  10.02.10
точно:) это был дворник.

вопрос сложный по поводу исконности... так и не ясно китайцы или русские первыми добрались сюда. Если конечно не считать индейцев за людей:)

Дмитрий Катков
Дмитрий Катков    22:39  10.02.10

Есть мнение, что англо-саксы испокон веку жили на американщине. А индейцы иммигрировали в неё из Индии. Да так расплодились, что пришлось насильственно сокращать их популяцию. Какие уж тут люди, знамо дело.. :)

Сергей Черницын
Сергей Черницын    09:36  10.02.10

   А о каких событиях на Кавказе речь?   

Дмитрий Катков
Дмитрий Катков    09:46  10.02.10

Ну вспомните, когда начался "кризис", и что непосредственно перед этим происходило на Кавказе.

Теги: кризис, бизнес, парадигма
Реклама

Вы находитесь на сайте в режиме гостевого доступа с ограниченным функционалом.

Как
получить полный
доступ?

Если Вы подписчик журнала или член клуба, пожалуйста, авторизуйтесь в левом верхнем углу экрана

Самое