За столом мы оказались с Мартином Сенном (Martin Senn) главой компании Zurich — одной из крупнейших страховых компаний в Европе и мире и cамой крупной в Швейцарии. Мне было очень интересно обсудить, как он смотрит на свои обязательства, на пассивные и активные операции, как контролирует риски, как в целом пережил кризис.

И вот что я отметил. У нас в России главная задача для страховых компаний и пенсионных фондов, которые в этом смысле похожи, — контроль за собственными рисками: какой объем рисков они на себя принимают, какой объем долга гасят и т. д. Это пассивная, правая часть баланса, это должно быть их основной компетенцией, на этом построена вся система. А левую часть баланса наши компании сверху заставляют передавать в руки профессиональных управляющих, которые должны заниматься активами: размещать, зарабатывать деньги и так далее. Но наши страховые компании все время возмущаются: вот, такие-сякие управляющие, вот если бы мы сами управляли, все было бы намного лучше. Это постоянная тема, ее все время обсуждают.

А здесь, в Швейцарии, таких ограничений нет. Хочешь сам управлять — управляй. Не хочешь — передай другому. И вот я беседую с главой крупнейшей страховой компании, и он говорит: «Как это сам буду управлять? Я что, в этом понимаю?» И это ничего, что у него 30-летний опыт, что у него 30 миллиардов активов под управлением. «Нет, говорит он, — зачем? У меня конкурс на управляющего. Единственное, что я определяю, так это долю — сколько я хочу акций и облигаций. На этом мое управление заканчивается. Все остальное — они сами. Это же такая сложная работа, я занимаюсь только рисками». А у нас тот же самый принцип, но насаждается жесткими нормативными документами. И все, конечно, противятся.

Вечно мы что-то преодолеваем, и вспоминается шутка: «Если вы такие умные, то почему строем не ходите?»