Нужна помощь?
Преимущества
подписки
Средняя оценка Ваша оценка 0 голосов 0

Валерий Панюшкин: Мысли верующего

Я вовсе не воцерковленный человек, но раз в пару лет перед большими церковными праздниками хожу к исповеди. Как-то раз перед Рождеством (дело было на даче) я пришел в нашу деревенскую церковь и встал в длинную очередь весьма специфических людей, желавших облегчить душу

Иллюстрация: РИА Новости
Иллюстрация: РИА Новости
Фрагмент репродукции картины И.Е. Репина. "Отказ от исповеди"
+T-

Дело в том, что возле нашего старого дачного поселка за последние пятнадцать-двадцать лет вырос новый поселок — огромные дома без малейшего даже признака архитектурного вкуса, зато с витыми колоннами, стеклянными лифтами, поднимающими владельца на третий этаж, а также непременными башенками, демилюнами и равелинами. Владельцы этих домов, люди коротко стриженные, крепко сбитые, из одежды предпочитающие кожаные куртки, а из средств передвижения — внедорожник, составили в нашей деревенской церкви костяк паствы: это именно они носят на Пасху вокруг церкви хоругви и гроб Господень, на Рождество носят хоругви без гроба, а на Крещение приходят с огромными бидонами, ибо это единственный день, когда из церкви можно унести что-то материальное — святую воду.

Вот они-то и стояли в очереди к исповеди, храня мрачное и многозначительное молчание. А я стоял вместе с ними.

Когда подошла моя очередь, я принялся рассказывать нашему простоватому отцу Александру то, что люди с высшим образованием несут на исповеди обыкновенно: что-то про гордыню, что-то заумное, что-то требующее психоаналитика, прежде чем понадобится исповедник... Батюшка послушал секунд тридцать, а потом спросил коротко:

— Крови на руках нет?

— Что? — я даже не понял вопроса, настолько он был неожиданный.

— Убил кого-нибудь? — уточнил батюшка прямо.

И пока я мямлил свое удивленное «нет», больше удивляясь вопросу, нежели давая прямой и точный ответ, поп пригнул мою голову, накрыл епитрахилью и отпустил мне мои интеллигентские грехи, не слишком вдаваясь в значение заполнявшей мою голову фрейдистской каши.

Я оглянулся. За мною стояла еще длиннющая очередь из коротко стриженных, мрачных, медноголовых домовладельцев. И я оценил заботу священника. Она была сродни заботе полевого хирурга, который в первую очередь оперирует раненных осколком в живот и ни за что не станет тратить время и место в полевом госпитале на вырезание вросшего ногтя какому-нибудь штабному хлыщу, каковой, видите ли, по причине вросшего ногтя не может носить щегольские свои сапоги. Хлыщ, возможно, даже и помрет от гангрены и остеомиелита, что способны развиться по причине вросшего ногтя, но хороший хирург все равно хлыща оперировать не станет, если рядом есть раненный осколком в живот боец, которого принесли из окопов с перитонитом.

Так и мой поп. Я представил себе вдруг, что он тут оказывает людям ургентную помощь, работает в скоропомощном (хоть и духовном) режиме. Я вдруг подумал, что подавляющее большинство окормляемых им агнцев стоят сейчас в очереди к исповеди, чтобы признаться в убийстве и попросить отпущения этого смертного, но весьма распространенного греха.

В действиях недалекого нашего священника, таким образом, есть непреложная мудрость. Он не хочет, чтобы прихожане познали Бога — куда уж там. Он не хочет, чтобы эфирные души его верующих парили среди райских кущей и вели со святыми богословские беседы — не до богословских ему бесед. Он хочет, чтобы духовные его чада покаялись хотя бы в убийствах, чтобы при жизни были не совсем уж зверьми, а после смерти чуть ниже стала для них температура кипения смолы в адском котле.

И он прав. Он ведет себя как егерь, спасающий популяцию, а не самых милых ее особей. Причем в популяции он спасает самых жестоких и сильных, ибо они выживут с большей вероятностью.

Я вдруг подумал, что это нормально, если человек заботится о простом, о насущном, о срочном, не слишком интересуясь сложностями мироустройства, даже если в сложностях-то и все дело. Это нормально, если недалекие политики разъясняют недалекому избирателю идею суверенной демократии, хотя бы потому, что такова единственная идея, которую политики способны придумать, и такова единственная идея, которую избирателям возможно объяснить. И это нормально, когда безнравственные насквозь депутаты, чьи интеллектуальные усилия целиком уходят на то, чтобы объяснить себе, почему безнравственность есть нравственность, встают на защиту туповатой телевизионной аудитории (женщины 45+), дабы убаюкать аудиторию мыслью, будто школа устроена как в фильме «Доживем до понедельника», а не как в сериале Гай Германики — иначе же эти толстозадые бегемотихи совсем перестанут посылать детей в школу, и дети не смогут посчитать даже патроны в своих обоймах. Это нормально, подумал я, что простые и жестокие заботятся о простом и жестоком и поддерживают простоту и жестокость таких же простых и жестоких людей, как они сами.

Про сложное, подумал я, должны заботиться сложные и нервные люди. О сложных и нервных людях, подумал я, должен заботиться Бог, если он есть.

Или никто, если там, наверху, нет никого, кроме космонавтов.

Комментировать

Комментарии

1-42 из 50 комментариев
Дмитрий Андрианов
Дмитрий Гороховский
Дмитрий Гороховский    11:37  21.01.10
Добавлю в стиле Гусова

Дмитрий Андрианов
Дмитрий Андрианов    11:56  21.01.10

Когнитивно.

Дмитрий Гороховский
Дмитрий Гороховский    12:06  21.01.10
О чём думает эта "верующая"?

Дмитрий Андрианов
Дмитрий Андрианов    22:34  21.01.10

Верующий христианин врядли повернётся к кресту спиной и судя по камере, футболке и завязанном на поясе свитере, скорее всего это человек 'научного' склада ума.

Дмитрий Гороховский
Дмитрий Гороховский    22:41  21.01.10

Эта тетка меня просто убила. Подошла к кресту, подняла руки в стороны (вроде как распяли) и фотографировалась.

Дмитрий Андрианов
Дмитрий Андрианов    22:55  21.01.10

Вообще надо сказать, что насмешки над любой религей хороши "в меру", будь то насмешки атеистов над православными, мусульман над католиками, христиан над сатанистами и наоборот и так далее, поскольку каждая точка зрения имеет право на существование с момента её оглашения и глумление одной точки зрения над другой это в первую очередь показатель недалекости этой точки зрения и в итоге глумясь над крестом не имея на то достаточных оснований гражданка на фотографии относит себя к тому слою общества, который в заблуждениях относительно своей правоты и быть может скудоумия или отрицания стороннего, получил название "быдло", стоящее в одном ряду с теми, кто ходит в церковь "по-локоть в крови" за покаянием, без тени сомнения о достойности такого похода.

Дмитрий Гороховский
Дмитрий Гороховский    23:47  21.01.10

В том-то и вся печаль, что тётка не глумилась, а искренне полагала, что раз она верующая христианка - должна посетить Храм Гроба Господня, а раз посетила - сфотографироваться с крестом.

Дмитрий Андрианов
Дмитрий Андрианов    23:49  21.01.10

Я могу это сравнить только с модой.

Вячеслав Корольков
Вячеслав Корольков    22:15  24.01.10
не ругайтесь на женщину!

Есть множество людей, которые этого просто не понимают! Во все есть промысел БОжий-мы же ничего сами не знаем толком!

Святитель Брянчанинов, писал: " чем меньше мы требовательны к окружающим тем больше в нас от  православного христианина" (цитата возможно не дословна)

Дмитрий Андрианов
Дмитрий Андрианов    23:20  24.01.10

Вера, это не только право, но и ответственность. Такой поступок, как поворот  спиной к кресту называется "святотатство" и мне абсолютно не важно, что думает Святитель Брянчанинов по этому поводу, потому, что "вера", это в первую очередь внутренние дело каждого и я, Вы меня уж простите, немогу назвать это божьим промыслом, потому, что такой промысел это автоотрицание, любой бог не может себя сам отрицать, в противном случае это не бог: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. (Откр 1:8). Чем меньше мы требовательны к окружающим, тем больше в нас анархизма и неверия, ведущего к бездуховности и безразличию к проблемам окружающих:"А говорил в сердце своем: `взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера""взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему" (Ис 14:13-14). Насмешка, пусть даже неумышленная над религиозным символом, это первый шаг к отрицанию этой религии как явления, ведущая к чему угодно но только не православному христианству, потому, что безотчетное действо есть проявления импульсивного существа приближающего архетип к животному, увы не к началу думающему, а значит и отдающему себе отчет в своих действиях, это безответственно и не оправдывает женщину на фотографии и даже более безответственно с её стороны к себе, нежели к самому религиозному символу, представляющему то или иное волеизъявление людей, их религиозные убеждения, с которыми нужно считаться.

Irina Iannucci

Не так давно ходила договариваться об исповеди. Договорилась, а потом всю дорогу домой корила и стыдила себя за странное желание написать смешной (!) рассказ об этом общении со священником. Поэтому не удивлена появлению этого легкого, невероятно ироничного и в то же время несколько грустного текста. Мой священник тоже не склонен был чтобы я "познала Б-га" - на каждый мой вопрос, относящийся к богословскому, он устало отвечал что-то "так положено, не нам это менять", но заметно оживился когда пришло время учиться правильному целованию рук.

Это я к чему.. Так куда нам действительно со "сложностями мироустройства"-то податься? Напрямую к Б-гу? или к космонавтам? Эх..

Константин Кропоткин
Константин Кропоткин    15:21  22.01.10

Ирина, я заметил, что вы бог всегда пишете через черточку (и не только вы). Не могу понять почему.

Irina Iannucci
Irina Iannucci    01:09  23.01.10

Константин, его имя полностью не пишется, кажется традиция еще из иудаизма О том же "не поминай имя Его всуе". Вспомните что написано на кресте Иисуса Христа - INRI или в славянской традиции ИНЦИ т.е. Иисус Назаретянин Царь Иудейский. Сокращение через черточку та же традиция, не дающая полностью написать его имя. И я  не то чтобы думаю об этом всегда - просто пишу и все..

Александр Соколов

Наверху, кроме космонавтов, никого и нет, если сами космонавты нам не врут. ))

А как бы Вы хотели, что бы было организованно? Стада белых пушистых овечек на заливных лугах? Или масса удовлетворенно булькающих одноклеточных?

И убийцы нужны, и воришки, и праведники, и тот, кто конфигурирует пропорции. Когда все на месте – возникает жизнь. Удалите что-то одно – и жизни не станет.

Irina Iannucci
Irina Iannucci    12:08  21.01.10

Саша, убийцы нужны лично Вам? или так, к слову пришлось?

Александр Соколов
Александр Соколов    13:31  21.01.10

Ирина! Я абсолютно точно знаю, что не знаю, что нужно мне. И если мой путь пересечется с путем убийцы – то это именно то, что мне нужно.

Саша Рязанцев
Саша Рязанцев    14:58  21.01.10
Суровая действительность

Не знаю про убийц, но думаю кому-то там вверху (не космонавтам, конечно) нужны войны, эпидемии и землятрясения. И не вследствие нездорового садизма, а чисто по причине плодотворности населения с геометрической прогрессией. Земля, она же не резиновая.

Как нам в это не хотелось бы верить.

Анастасия Малявко
Анастасия Малявко    17:49  21.01.10

Александр, а "уголовщина" и катаклизмы, эпидемии и т.д. -- для Вас одно и тоже? 

Саша Рязанцев
Саша Рязанцев    19:14  21.01.10
Конечно, не одно и то же

Теоретически, без убийц можно обойтись - они же порождены нашим обществом. Без катаклизмов обойтись сложнее - у нас к сожалению нет возможности их контролировать не на 100% даже, а процентов на 25.

Но что касается разрушительной силы, убийцы причиняют боль и страдание отдельному человеку, его семье и друзьям, а катаклизмы - целым нациям. И как рассказывает Панюшкин, им можно исповедоваться.

А кто будет исповедовать силы природы?

Анастасия Малявко
Анастасия Малявко    19:22  21.01.10

Я имела ввиду, что если какие-то Высшие силы и "убивают" людей в целях регулирования роста населения, вряд ли "мечом Бога" можно назвать любого уголовника...

Саша Рязанцев
Саша Рязанцев    19:32  21.01.10

Абсолютно согласен.

Мое сравнение мне так, в голову пришло, но абсолютно не по уголовной теме - я ж говорю "не знаю про убийц". Я в церковь редко хожу, а на исповеди так и вообще никогда не был.

Степан Пачиков
Степан Пачиков    19:04  21.01.10

Александр, 

Убийцы - не нужны. Если их удалить - жизнь не встанет. IMHO.

Александр Соколов
Александр Соколов    23:54  21.01.10

«Вот что произошло на Аляске. В 1947 году для защиты диких северных оленей-карибу была начата борьба с волками. В одном из заповедников волков полностью уничтожили. В то время в нём было около 4000 оленей. Десять лет спустя в заповеднике их насчитывалось уже более 40000. Но вскоре поголовье оленей стало катастрофически падать. Карибу стало не хватать корма – лишайников, а больные олени, которых раньше уничтожали волки, оставались жить, у них рождалось слабое, нестойкое к болезням потомство. В конце концов охотоведы это поняли и сейчас волк на Аляске находится под защитой закона. В скандинавских странах и на Таймыре, там, где сохранились стада диких северных оленей, отстрел волков так же запрещён.»

 

Я не сравниваю. Это простой пример того, к чему может привести реализация нашего понимания «нужного» и «не нужного» элемента. Конечно, у людей все еще сложнее, но общий принцип, IMHO, все тот же.

 

Степан Пачиков
Степан Пачиков    00:23  22.01.10

Ну, я то понял слово "убийцы" буквально, а Вы о хищниках, экологии, гомеостазе :)

Александр Соколов
Александр Соколов    09:16  22.01.10

Бог им судья. Обсуждение не приводит к исчезновению нежелательных обстоятельств. Лучше вот еще материал про г.потепеление в копилку.

Степан Пачиков
Степан Пачиков    18:10  22.01.10

Да, интересная статья. Про роль вечной мерзлоты в Сибири я никогда раньше не читал.

Артур Басистов
+

Замечательный текст. Спасибо. Это не про церковь ли  Архангела Михаила в Летово?

Андрей Амлинский

Текст хороший, но поражает наша претерпелость. Трудно представить место (может быть Колумбия или Эритрея) , где за тобой в храме будет стоять целая банда убийц и это будет в порядке вещей. Как говорил Хармс - обычное московское утро. Еще помню как в часовом магазине одной известной сети еще в начале двухтысячных, директор бутика - внешне приличный парень-очкарик шепнул мне с предыханием указывая на крепкую спину человека со спортивной сумкой:  Жора Меченый ( настоящую кличку я забыл) - известный наемный убийца. Почему наемный убийца может быть известным, как поп-звезда и почему об этом говорит образованный человек с плохо скрываемым восторгом? До сих пор не пойму. То есть понимаю, но от этого еще гаже.

А Саше Рязанцеву замечу, что есть все-таки разница между насылаемыми (Богом) катаклизмами ( если верить в идею естественной регуляции популяции двуногих) и сознательным отстрелом человеков из-за бабла. Или Альбион столь туманен, что Вы уже не можете разглядеть разницу?!

Саша Рязанцев
Саша Рязанцев    19:25  21.01.10

Прошу прощения, Андрей. Как всегда не в тему, но так и сказал, "не знаю про убийц". Просто высказал предположение, что если Там - не только космонавты, то возможно (да, знаю, крамола), что Он (или Она) считает, что нас слишком много и пытается с этим бороться извиржениями, цунами и ураганами. Как слишком большое содержание микробов в носу приводит к его (носа) извержению.

А про историю, мне тоже верится с трудом, что каждый бритоголовый там - убивец, но поверю Панюшкину на слово.

Саша Рязанцев
Саша Рязанцев    00:20  22.01.10
Интересно

Вот только что заметил, что на БиБиСи как раз об этом обсуждение завелось: Почему Бог Разрешает Стихийные Бедствия: http://news.bbc.co.uk/1/hi/magazine/8469875.stm

Неужели, они на снобе идею подхватили?

Андрей Амлинский
Андрей Амлинский    10:19  22.01.10

Действительно, есть тая идея, что Бог попускает (старое слово) катаклизмы. Если вдуматься - Гаити было местом абсолютного греха: духовная и физическая нищета, беззаконие, полное отсутсвие представления о бесценности человеческой жизни. Таиланд с его цунами тоже хорош. Никогда туда не ездил,чтобы не спонсировать страну, покрывающую безудержный разврат с преобладанием педофилии. Но ,конечно. эта теория хромает,скажем, в отношении Японии, которую все время трясет. Может сказывается их странное  увлечение грязным подростковым бельем?!

Саша Рязанцев
Саша Рязанцев    10:49  22.01.10

Не думаю, однако, что можно сказать, что одна нация грешнее другой. Скорее, если смотреть на Землю с макро-точки, то вполне возможно, что количество населения сейчас превышает максимально возможное при сегодняшних ресурсов.

Людям с эти бороться сложно - не бомбить же половину Индии, например. А вот Богу - в самый раз.

Полина Шершнева

Если этот текст - художественный, то написан классно. Байка, от которй выстпуает холодный пот. Но неужели такое может быть на самом деле? Валерий, история начинается со слов: "как-то раз перед Рождеством". Это несколько недель тому назад или из серии "жили-были"?

Dmitry Marishkin
Dmitry Marishkin    22:02  21.01.10
конечно байка...

Вряд ли автор текста будет спорить с тезисом - "не пойман не вор" и " не суди, да не будешь..."

Просто не стоит пинать художника:) Красиво же написано действительно!

Степан Пачиков
Степан Пачиков    19:08  21.01.10

Спасибо, Валерий. Очень неожиданная история. Я, правда, не понимаю, как можно быть убийцей и верующим. Казалось бы, убийце легче быть неверущим, тогда, хоть, такихмучений совести нет. 

Дмитрий Андрианов
Дмитрий Андрианов    22:31  21.01.10

Ответ напрашивается сам собой. Можно, оправдывая убийство своей верой, вернее прикрываясь ей как ширмой. Примеров масса, начиная от инквизиции заканчивая нынешним  ваххабизмом, это вообще очень опасная тема, убийства на религиозной почве под видом борьбы за какие-то идеалы. Религия в таких случаях служит оправданием чего угодно, упаковкой для идей самого разного содержания, в том силе и в борьбе с чужим мнением или в борьбе за место под солнцем, тогда, когда кончаются другие аргументы в ход идёт религия, самое сокровенное и понятное только тому кто оправдывает тот или иной негативный с точки зрения общества поступок. В вышенаписанном религия являются точкой погашения ответственности перед собственной совестью,  оправдывая убийцу  в первую очередь перед самим собой, и самое главное, частично перед церквью, а значит и перед обществом, то есть грубо говоря, можно провести не совсем уместную аналогию с погашением судимости в юриспруденции и мучения совести совершенно не зависят от религии поскольку, совесть, как регулятор нравственного самоконтроля появилась задолго до любой религии и религия лишь расставляет точки самокритичности у личности, тогда как совесть эти точки активирует.

Степан Пачиков
Степан Пачиков    00:22  22.01.10

Я плохо сформулировал свой вопрос. Я хотел написать, зачем убийце верить в Бога и мучаться в ожидании гиенны огненной. Если не верить в Ад и в загробную жизнь, то таким людям должно быть несколько легче. 

Дмитрий Андрианов
Дмитрий Андрианов    00:47  22.01.10

Такому человеку будет безусловно легче, потому, что нет ответственности перед собственным эго, то самое что обозначается термином "бездуховность".

Лариса Меликьянц
зачем люди ходят в церковь

покаяние - дело личное и духовное. никто не знает, простят и отпустят или сожгут переродив в бревно. признаться в в гордыне священнику - полезное дело по-любому ) слово

Борислав Козловский

Кажется, я воспитан на дурной романтике одного фильма, где иконописец рубит в церкви человека топором, и потом делает из этого всякие выводы. Но есть подозрение, что у этих людей, в очереди за Вами, больше поводов для религиозного опыта и раскаяния, чем у приличной публики вокруг.

"Бойцы, а? - сказал барон. - Каково? Кто теперь только не попадает в Валгаллу. Сережа Монголоид... А все это идиотское правило насчет меча в руке."

Дмитрий Андрианов
Дмитрий Андрианов    11:35  22.01.10

есть замечательный фильм, The Boondock Saints

Реклама

Вы находитесь на сайте в режиме гостевого доступа с ограниченным функционалом.

Как
получить полный
доступ?

Если Вы подписчик журнала или член клуба, пожалуйста, авторизуйтесь в левом верхнем углу экрана

Самое