Нужна помощь?
Преимущества
подписки
Средняя оценка Ваша оценка 0 голосов 0

Иван Охлобыстин: Великая русская национальная антиидея

С учетом удивительного внимания, проявляемого читателями литературных интернет-ресурсов к моим весьма спорным  умозаключениям, я решил еще раз сформулировать в доступной форме свой взгляд на столь деликатную тему, как великая русская национальная идея

Фрагмент репродукции картины Михаила Шанькова "Крещение Руси"
Фрагмент репродукции картины Михаила Шанькова "Крещение Руси"
+T-

Данная тема столетиями являлась предметом идеологических спекуляций, причем представителями диаметрально противоположных лагерей, что со временем сама попытка осмыслить эту идею стала казаться для людей порядочных неприличной. И в наши времена ситуация практически не изменилась: о «великой русской национальной...» можно услышать только из уст психически неуравновешенных «русских патриотов», по иронии судьбы, как правило, с нерусскими фамилиями и внешностями, или из речей руководителей якобы проправительственных движений-паразитов, надеющихся рано или поздно заслужить себе необходимый для карьерного роста политический авторитет. Разумеется, ни тех, ни других не интересует истинное значение великой русской национальной идеи, если она не применима к немедленному решению их бытовых, по сути, проблем. Тем паче что она действительно не применима. Более того, прямо противоположна. Русская национальная идея — это антиидея, что вполне органично для народа, исповедующего своего Бога методом отрицания. Апофатически, если научным языком. Всеблаг ли Господь? Да, но не только. Всемогущ ли Господь? Да, но не только.

Однако не имеет резона в данной статье излишне увлекаться богословием — наукой беспредельной и опасной. Имеет смысл в доступной форме довести до сведения мое частное мнение. Оно следующее: Промыслом Божиим из нескольких десятков народностей, проживающих на евразийских территориях, был собран народ, сверхзадачей которого стало противодействие реализации великих национальных идей других народов. Под какими бы благородными и благозвучными эпитетами мы ни скрывали истинное значение великой национальной идеи, смысл ее волшебно прост — мировое господство. И для всех народов это одна и та же идея. Для всех, кроме одного, русского. Наша великая национальная идея — не допустить реализации великой национальной идеи какого-либо из других народов. Россия одновременно и основа гармонии мира, и территория хаоса, где гибнут любые попытки единообразить мир и лишить его возможности к дальнейшей эволюции. Именно в этом утверждении и следует искать источники генетической неспособности русского человека к бытовому благоустройству, его смиренной покорности власти, его жертвенного величия. Именно за это мы именуем Русь Святой, а отнюдь не за оскорбительное для каждого истинно верующего человека мнение, будто бы сама принадлежность к русскому народу делает достижение святости проще, нежели принадлежность к какой-либо другой нации. А идея принятия Россией от Византии функций хранителя традиций ортодоксии никоим образом не подразумевает ее национального превосходства и не может быть использована в целях решения геополитических задач. В райских кущах не воюют. 

Переводя фокус рассуждений от вопросов общего порядка к вопросам практической реализации, дерзну предположить, что благопроцветание моей великой родины напрямую зависит от политической нестабильности во всем остальном мире. Чем нестабильнее мир, тем вероятнее появление некой силы, способной его стабилизировать и возглавить под единым началом, а соответственно, вероятнее и очередной выход на историческую арену России, дабы остановить вышеупомянутую силу. Не скажу, что мне нравится сама мысль отправлять своих детей на какую-либо войну, но факт остается фактом, даже если он разбивает отцовское сердце. Также для меня очевидно, что демократическая форма управления не подходит для ведения боевых действий, поэтому я всегда был убежденным монархистом. Разумеется, что говоря «монархия», я ни в коем случае не имею в виду искусственную реконструкцию института монархии прошлого, подходящую разве что для благотворительных вечеров и награждений алюминиевыми бирюльками чванливых общественных иждивенцев. Должен возникнуть принципиально новый метод избрания Помазанника Божия, при непосредственном участии Русской православной церкви и в соответствующие этому процессу времена.

И прав враг Бжезинский, называя Россию главным противником процесса глобализации. Пока существует русский народ, никакой силе на свете не удастся замешать в единое месиво проявленную в дарованиях и особенностях разных народов Милость Божию.

За сим утверждением было бы логично предложить список прогрессивных преобразований, но парадокс заключается в том, что ни одно из этих преобразований не принесет пользы без тотального изменения всей структуры российской государственности, в данный момент являющейся не более чем удобной схемой для мздоимства и кумовства на всех уровнях управления. Что тоже понятно и не подлежит критике, за отсутствием лучшего способа стимуляции работы власти в России. Более того, рано или поздно именно этот, внешне порочный, механизм под влиянием внешних обстоятельств способен породить принципиально новый тип общественной организации, основанный не на законодательных абстракциях, а на живом авторитете избранного Богом и людьми лидера. Собственно говоря, последнее условие Россия соблюдала всегда. Неважно, как именовался этот лидер: Генеральный секретарь ЦК КПСС или Президент России, но отсутствие в лидере фактора сакральности часто лишало его возможности принятия непопулярных, но жизненно необходимых решений, принуждая вместо того к бесконечной череде оправданий перед внешним миром, с упорством маньяка навязывающим России неорганичное, формалистичное мировоззрение, основанное не на понимании Промысла Божия в отношении человечества, а на эгоистичных, кратковременных  потребностях отдельной личности, к тому же воспитанной агрессивной по отношению к морали, в ее классическом понимании, средой.

Так что единственное, что можно было бы сейчас предложить государству, так это всестороннюю помощь Церкви в области религиозного просвещения, чтобы однажды сама мысль о возможности избрания Помазанника Божия опять показалась русскому человеку естественной. Иначе никак. Иначе только война. А не хотелось бы.

Комментировать

Комментарии

1-35 из 75 комментариев
Георгий Заикин

Вы,думаете что патриарх Алексий,царствие ему небесное не затрагивал этой темы общаясь с нашим президентопремьером? Эти ребята ни с кем властью не делятся и уж тем более во благо народа. Мне понравилось меткое выражение Пелевина из его книги "граф Т" : В чем космическое назначение российской цивилизации? - Переработка солнечной энергии в народное горе.     

 Возможно,отец Иоанн, вы давно не бывали в российской глубинке,а я наблюдаю каждые полгода,приезжая в Астрахань, как опускают народ в арифметической прогрессии. У них задача высосать нефтегазовую трубу с помощью дешевой рабсилы а после этого хоть потоп. Порядочные люди,как известно, во властных структурах не приживаются.

Иван Охлобыстин
Иван Охлобыстин    23:36  11.01.10
Что есть, то есть Георгий.

   Да и в глубинке я бывал. Знаю, что вымираем. Но... Есть шанс. Бог нас любит.   

Георгий Заикин
Георгий Заикин    02:39  12.01.10

одно это и спасает,спасибо за теплое слово,отец Иоанн,оно мою злость на корню срубило.

Мария Генкина

"Генетической неспособности русского человека к бытовому благоустройству' Да, Вы  просто все сговорились сегодня! Дискуссия про генетическую расположеность народа к чему либо смотри на блоге Андрея Шмарова.

.

Иван Иванович, почитайте основные положения теории национального самоопределения Гелнера в моем изложении (поскольку перевода нет). Главное для чего другим странам были нужны национальные идеи - это для перехода от аграрного строя к индустриальному, для развития однородной школьной системы которая обеспечивала бы мобильный и этнически однородный рабочий класс.

.

Далее на моем блоге я задала вопрос нужна ли русским национальное определение? Я как раз считаю что оно необходимо. Но, простите, единство на основе выбора Помазаника божьего который бы повел Россию на борьбу с глобализацией - это слишком.

Георгий Заикин

почему же слишком, всю историю государства российского было именно так,вопрос в том что сейчас у власти временщики, катастрофически не хватает идейных аскетов...

Мария Генкина
Мария Генкина    22:11  11.01.10

Потому что Вам как православному это приемлимо. А мусульманину из Казани или из той же чечни нет. Стало быть идет разговор не о построении единой нации россиянин, а о доминировании русского этноса над другими.

А национальная идея должна объединять живущих в России вне зависимости от этноса, а то это не национальная идея, а великодержавный шовинизм.

Иван Охлобыстин
Иван Охлобыстин    23:43  11.01.10
Отнюдь.

   В монархический период сосуществовали в мире и согласии большинство народов живущих на территории России. И о каком великодержавном шовинизме можно говорить, если в основе русского народа десятки национальностей.   

Мария Генкина
Мария Генкина    23:48  11.01.10

а. Позвольте полюбопытствовать, какие народы сосуществовали в согласии во времена монархического периода?

б. расшифруйте пожалуйста фразу 'в основе русского народа десятки национальностей'. Что Вы имеете в виду под 'русским народом' и какие именно национальности в его основе?

Иван Охлобыстин
Иван Охлобыстин    01:20  12.01.10
Умничаете. Хорошо.

   а) Все кто проживал на территории России. Какие-нибудь уточнения!? Или Шамиля вспомним? Так это - только подтверждающее....

б) Русь, вятичи, северяне, радимичи, мурома, чудь,  мещера, словене ильменские, меря и т.д.   

Мария Генкина
Мария Генкина    01:55  12.01.10
Помилуйте, зачем же здесь умничать

Все заключается в точке зрения и склонности идеализировать историю, чем Вы, Иван, немного грешите.

.

Не надо Шамиля. Хватит поляков, украинцев (Царів, кровавих шинкарів, У пута кутії окуй, В склепу глибокім замуруй.), ну и так далее... Конечно были примеры когда самодержавие оставляло достаточно самоуправления для того чтобы народы не роптали, так ведь иначе удержать не могли.

.

Повторюсь - национальность это концепция современности. Вятичей, чудь и мещеру нельзя назвать национальностями в современном значении этого слова (если тогда это слово вообще существовало). Да и само слово 'русские' употреблялось в XIX веке так как сейчас употребляется 'россияне' для обозначения всех кто жил на территории Российской империи, а тех, кого мы сегодня называем русскими, называли "великороссами"... Так что у Вас немного происходит путаница в понятиях. Неплохо было бы литературку по этому поводу подчитать...

.

Георгий Заикин
Георгий Заикин    02:33  12.01.10

не пойму что мешает мусульманину из Казани по своему благословить правителя своей страны, Кадыров,например,Путина за отца почитает.

Иван Охлобыстин
Иван Охлобыстин    23:39  12.01.10
Согласен.
Иван Охлобыстин
Иван Охлобыстин    23:39  12.01.10
Как же: обязательно подчитаю.

   И мне очень понравилось про "национальность это концепция современности", звонко звучит, как бубенец. 

Путаницу, простите не обнаружил, вроде все складненько.    

Мария Генкина
Мария Генкина    23:46  12.01.10

Посмоторите видео внизу которое евгений запостил.

.

Путаница в том, что вятичи, северяне, и т.д.  - это племена, а не национальности. И образовали они еще оно племя великороссов, а не национальность русский.

Иван Охлобыстин
Иван Охлобыстин    00:44  13.01.10
Не племена - малые этнические группы.

   В этом вопросе я убежденный сторонник Пьера ван ден Берге. Альтруизм в основе понимания сородства, меня, как христианина подкупает.    

Мария Генкина
Мария Генкина    16:37  13.01.10

А мне не нравится его точка зрения что любые попытки изменить мир в лучшую сторону обречены на провал. Осмелюсь верить...

Леда Плеханова

Нда... Вот кажется, что ты о чем-то смутно догадываешься, а другой уже все осмыслил и даже сформулировал. Именно так и думаю. В теме про Медвепутина тщетно пыталась данную мысль донести. "Помазанника Божьего" Жанной дАрк именую. 

Только мне Россия представляется как правая чаша весов, уравновешивающая левую, на  которой находятся большинство стран цивилизованного мира. Только вот все мы здесь - жертвы (мученики, грешники, святые - не понять). То ли срочно бежать надо, то ли уже свой крест продолжать влачить. Могу лишь порадовать - вызывающее доверие предсказания пророчат нам успех в этом тяжком деле.

Владимир Жуков

Большой оптимист отец Иоанн, в воровстве да в кумовстве разглядел ростки будующей новой общественной организации.) Думаю, если эти ребята ( мздоимцы "по иронии судьбы, как правило, с нерусскими фамилиями и внешностями ") будут выбирать себе Помазанника, то выберут аморфное, беззубое и безчленное существо, посмешнее теперешних. 

Иван Охлобыстин
Иван Охлобыстин    23:44  11.01.10
Это как в песне Владимир: Я тебя слепила из того что было.....
Руслан Айдаров
Поздно перестали стесняться

  А Вам не кажется, что время упущено? Вы посмотрите за пределами моск.области, много ли вообще дееспособных желающих отстаивать какую-либо идею или антиидею? В крупных городах уже давно никаких идей, потому как бизнес и интернационал, а в деревнях - три бабки, да может один алкаш. Еще в деревню едут измученные цивилизацией горожане-россияне, но, извините, никак не плодятся в масштабе статистики страны. Девкам замуж идти не за кого: все сплошь наркоманы да геи. Поэтому в последнее время все эти разборки с иностранными мужьями. По последним данным, на Россию миллион парней всего остался, за вычетом нарко, алко, военнообязанных и зеков (геев из миллиона деликатно не исключали - это политкорректность). Медведев восхищался возрождением демографии в 2009 году. А зачали-то когда? Забыл, откуда и по истечении какого срока дети берутся? А зачали их, когда в 2008 все поверили в кредиты, ипотеку и всеобщий танец на баррельной бочке. Посмотрим на рождаемость 2010 г. и поймем, что некому уже что-либо отстаивать.

Воевать уже будут не с нами, а за право обладания нашими великолепными с точки  зрения грядущих катаклизмов территориями. Они будут драться между собой: Англия, которую вот-вот затопит, Япония и Китай, которым уже слишком тесно, арабы-радикалы тоже, как обычно, в стороне не останутся. КАКАЯ НАХ ИДЕЯ? Какие помазанники и сакральность генсека? Вы будто в сомнамбулическом бреду. Всё уже просрано нашими правителями-мародерами, наплевавшими на наше прошлое, на нищих стариков-ветеранов, на будущее без будущих поколений, способных возродить и защитить страну. А ведь если задуматься, для самой земли-то лучше, если будет хороший и бережливый хозяин, аккуратно ее использующий и возделывающий, содержащий ее в чистоте и хотя бы населяющий её. А вся наша загадочная русская душа и история - это, в сущности, плевок в жизни этой земли.

Можно сколь угодно, смакуя, рассуждать о возрождении и противостоянии, но Вы же сами знаете - это надежда и мольба о чуде. Несколько раз уже спасала нас Богородица, но сейчас уже может не прокатить.

Георгий Заикин
Георгий Заикин    00:47  12.01.10

Сдаваться тоже не вариант. Если каждый из нас, помимо своей,поможет еще паре тройке семей, уже неплохо будет.

Руслан  Муравьев
Руслан Муравьев    02:28  12.01.10

Нда, Руслан, сильно сказано. От души.

Владимир Жуков
Владимир Жуков    13:21  12.01.10

Интерьеры такие красивые делаете, что же Вы злой такой, Руслан? Плюётесь как верблюд!

Как там в басне было "Всё наше хаят и хулят, а сало русское едят!" 

Евгений Апакидзе
Евгений Апакидзе    22:12  12.01.10

Руслан, по поводу рождаемости добавлю: в 2008, 2009 и ещё несколько лет будет слегка повышенный уровень рождаемости. В детородный возраст вступили поколения, рожденные с 1983 по 1987. Это был крайний пик рождаемости в СССР. Теперь это поколение рожает. И детей у них будет такое количество, в котором у них есть внутренняя потребность. Никакими "материнскими капиталами" не разжечь в людях потребность в детях - ценность духовную. Если бы народ изучал в школе демографию, демагогия российской власти о позитивных результатах демографической политики затухла бы в стадии обдумывания "сказать народу, что он стал больше рожать засчет нашей политики или не говорить?"

Чем меньше народ знает, тем легче им управлять. Реформы образования, направленные на уничтожение способности к анализу, подтверждают это.

Руслан Айдаров
Руслан Айдаров    09:09  13.01.10

  Евгений, Вы оперируете простым математическим расчетом. Посмотрим, какая у них будет потребность в детях и духовность. На это влияет множество факторов: воспитание, образование, среда общения, жизненные цели. Учесть их все невозможно, но, согласитесь, сегодняшний общий эмоциональный фон благополучия и уверенности в завтрашнем дне находится на очень низком уровне. 

Евгений Апакидзе
Евгений Апакидзе    15:45  13.01.10

Руслан, согласен, ситуация сложная. Но все же этот общий эмоциональный фон намного лучше, чем двадцать, пятнцадцать, десять лет назад. Чем больше уверенности в завтрашнем дне, тем больше людей отваживается на рождение детей.

Ведь у каждого человека, думающего о детях, идет сложный многогранный мыслительный процесс. Имея потребность в детях, взвешивая все за и против, люди скорее будут заводить детей в возрасте от 20 до 30, чем позже. Поэтому наиболее многочисленное поколение 83-87 будет рожать именно в эти годы, что собственно сейчас и происходит.

Когда в детородный возраст придут поколения 90-х, в России произойдет колоссальный спад рождаемости. Чтобы его предотвратить, нужны преобразования "по всем фронтам". У людей должна быть железная уверенность в завтрашнем дне и духовная ценность потребности в детях. Как таких условий достигнуть?  Нужны масштабные проекты. И не для галочки, а от души.

Dmitry Marishkin
глубокомысленно...

идея в том, чтобы кому-то чего-то не дать сделать...

Вообще когда любой смысл формулируется с частицей "не" с некоторых пор мне становится сильно смешно...

Мария Генкина
Мария Генкина    01:57  12.01.10
negative space национальной идеи по Охлобыстину
Dmitry Marishkin
а где тут positive space??
Мария Генкина
Мария Генкина    02:41  12.01.10

Positive space: мировое господство

Ежели Иван Иванович прав - единственная национальная идея всех времен и народов.

Dmitry Marishkin
Dmitry Marishkin    21:49  12.01.10
да глупости это конечно:)

"Мировое господство" как идея возникало только в голове конкретных идиотов, а не целых народов. Народ просто живет - наплевать ему на господство. ему хочется растить детей и умиляться, наблюдая внуков...

Мария Генкина
Мария Генкина    22:11  12.01.10
Russians love their children too
Юрий Петров

А зачем вообще нужна национальная идея? Я живу без всякой нац идеи и вполне такой жизнью удовлетворён. Ну вот произошло чудо и родилась великая национальная идея. Как она изменит мою жизнь не представляю. Никак. И если я живу в Америке, то мне какой национальной идеей тогда руководствоваться - по рождению или по месту жительства? И есть ли в Америке нац идея? И в какую идею подвигать верить моих детей, которые по маме американцы?

.

По-моему, у каждого человека есть или должна быть своя индивидуальная идея о том как прожить чтобы потом не было мучительно больно. Чтобы жить было интересно и весело. Что касается пользы богопомазанного царя-батюшки, то с этим трудно не согласиться. Только в чём же президент российский не царь-батюшка? И всенародный и почти-что богопомазанный. Да, не святой, но это совершенно нормально. Именно, всё больше засранцы попадаются в старейшей и новейшей истории нашей. Каков народ таков и царь. И по-другому никак не получится.

Руслан Айдаров
Руслан Айдаров    05:12  12.01.10
Отлично сказано!
Мария Генкина
Что вы понимаете под 'русской нацией'?

Иван, я тут передумала и поняла что я не с той стороны Вам отвечать стала. 

Вы пытаетесь сформулировать национальную идею.

А не могли бы Вы сформулировать что это за нация для которой Вы идею описали? Что вы понимаете под 'русской нацией'?

Реклама

Вы находитесь на сайте в режиме гостевого доступа с ограниченным функционалом.

Как
получить полный
доступ?

Если Вы подписчик журнала или член клуба, пожалуйста, авторизуйтесь в левом верхнем углу экрана

Самое