«Лифт с человеком внутри разогнался и пробил потолок»

Елена Белоусова, консультант и правозащитник в сфере ЖКХ: 

На пути от дверей подъезда в собственную квартиру вас может подстерегать множество опасностей: от перегоревшей лампочки, из-за которой в темноте вы переломаете себе ноги, и застревающего лифта до обрушения здания из-за незаконной перепланировки квартиры.

В больших городах ежедневно происходит большое количество аварий. Один из относительно безобидных недавних случаев в Москве: мусоропровод, который сгнил, как трухлявый пень — этажом выше выбрасывают мусор, а этажом ниже он вываливается через дыру на лестничную площадку. Если люди выкинут ядовитые лампочки и разбитый градусник, они окажутся под ногами жителей дома. 

Я сталкивалась и с более серьезными проблемами: по документам новый дом оснащен автономной диспетчерской системой — датчиками, которые в автоматическом режиме считывают информацию о домовых счетчиках, состоянии котельной, насосной, лифта и так далее. В реальности вместо этой системы в небольшой комнатке на первом этаже сидит бабуля, которая принимает от собственников заявки о неполадках. Один из жильцов зашел в лифт — лифт застрял. Бабушка вызвала электрика, какого нашла: он пришел, не изучив систему, дернул какой-то рубильник — лифт вдруг, ускоряясь, с человеком внутри двинулся вверх, пробил потолок шахты и влетел на технический этаж. Мужчина в лифте не пострадал, вышел из лифта и ушел, даже потом не написав жалобы — только перекрестился, что пронесло.

В этом беда среднестатистического россиянина: он настолько привык к трудностям, что даже не начинает разбираться в произошедшем — его сразу захлестывают новые проблемы.

Сам по себе лифт не является опасным оборудованием, ключевую роль играет человеческий фактор. В «Алых парусах», например, обрушился лифт французской фирмы «Отис» — одной из самых надежных. У железяки большой ресурс, ломается то, во что вмешивается — или не вмешивается, хотя это необходимо — человек. И хотя комфортные и безопасные условия проживания должна обеспечивать управляющая компания,  халатность я бы инкриминировала не только ей, но и собственникам жилья — это они халатно относятся к контролю тех, кому платят деньги за эту работу. Мы ведь проверяем, сложили ли нам в пакет все оплаченные в магазине продукты, но почему-то не делаем этого в собственном доме. А управляющие компании, понимая это, злоупотребляют своими возможностями.

«Сотрудница зоопарка не закрыла перегородку вольера — ягуары загрызли ее на глазах у посетителей»

Сергей Писарев, директор барнаульского зоопарка «Лесная сказка»:

Человек как существо разумное должен соблюдать правила, которые не препятствуют работе окружающих его систем безопасности. Но, к сожалению, всегда находятся люди, которые умудряются преодолевать все мыслимые и немыслимые барьеры, совершая необдуманные поступки. Не знаю, что движет ими в этот момент — очевидно, отсутствие чувства самосохранения. 

В последнее время мы часто видим трагические новости из зоопарков: то аллигатор проглотил ребенка, то гориллу пришлось застрелить, потому что к ней в вольер попал мальчик. Все это происходит прежде всего из-за человеческой беспечности в зонах особого риска. А любой зоопарк — это зона особого риска, где надо быть внимательным самому и следить за детьми.

Мы совершенствуем системы безопасности. Но в зоопарке большую роль играют смотрители, а это — человеческий фактор. А где человеческий фактор, там могут быть ошибки и трагедии. Так несколько лет назад в новосибирском зоопарке ягуар, защищая своих котят, на глазах у посетителей загрыз сотрудницу. Перегородка между прогулочным вольером и клеткой с животными была не закрыта — женщина не проследила за этим. Мы всегда разбираем подобные случаи и принимаем меры, чтобы свести влияние человеческого фактора в системе безопасности на нет. 

«Взлетно-посадочная полоса в Шереметьево развалится из-за подземной реки» 

Александр Романов, бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов:

Историческая беда в России — родственно-клановые назначения на все доходные места. Халатность начинается с непрофессионализма руководителей. Во Франции система безопасности полетов вводилась более пяти лет, в России — всего несколько месяцев, причем только формально: Путин или Медведев указание дали, появились какие-то бумажки, а суть не изменилась.

Раньше за безопасность полетов отвечало Министерство гражданской авиации. Сейчас — Министерство транспорта, Росавиация и всякие межгосударственные комитеты. На деле получается, что за падение самолетов и катастрофы теперь никто не отвечает, структура полностью размыта. После катастроф сажают мелких стрелочников и пилотов, но никто из руководства не отправляется в отставку.

За последние десятилетия из полутора тысяч аэродромов по всей стране осталось чуть более трехсот, и те запущенны. В строительстве новых аэродромов — сплошная халатность. Яркий пример — создание третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) в аэропорту Шереметьево. Еще по заказу Госплана СССР Совет министров постановил, что строительство на месте нынешнего возведения ВПП-3 запрещено: этому препятствуют подвижки пластов и огромное количество подземных ключей и родников.

Гидрологические исследования были проведены на глубине 15 метров. Итальянские коллеги говорили, что необходимы исследования минимум 50–70 метров глубины — из-за наличия подземных рек. Под участком строительства протекает река Клязьма, которая обеспечивает 15 процентов водоснабжения Москвы, — ее хотят загнать в бетонную трубу. Если сделать это и сверху выстроить ВПП, то барражный эффект приведет к повреждению трубы, полоса развалится, а совершающий взлет или посадку самолет на ней потерпит крушение.

На берегу Клязьмы будет построен участок для проведения противообледенительной обработки самолетов. Обработка производится жидкостью «Арктика ДГ», которая по свойствам похожа на тетрагидрофуран: наступишь в лужу — подошва отвалится. Это вещество окажется в Клязьме.

«Любой человек может совершить халатность при определенном стечении обстоятельств»

Александр Вечерин, старший преподаватель кафедры организационной психологии ВШЭ, специалист в области психологии труда:

В советское время исследования случаев халатности проводились регулярно. Сегодня их проводят в основном в авиации, нефтепромышленности и атомной энергетике, где халатность приводит к большим жертвам и финансовым потерям. Мы постоянно читаем новости об упавших лифтах, обрушении подъездов, авариях в метро — кажется, что халатность есть везде. Это может быть связано с большим процентом профессионального выгорания, социологи называют его «профессиональной деструкцией» (негативные изменения структуры деятельности и личности). В недавнем исследовании они опросили больше 4 тысяч человек: у 74 процентов опрошенных выявлены устойчивые признаки профессиональной деструкции. Все потому, что многие люди занимаются не своим делом, у них нет мотивации и они не видят результатов своего труда, которые представляют для них ценность.

Мы всегда стремимся вычислить какую-то одну причину, которая привела к трагическим последствиям: так проще донести информацию до людей и легче провести последующую «профилактику». Это приводит к тому, что никто не оценивает всю картину событий, и трагический инцидент может повториться. Халатность — не устойчивая черта личности, а системный результат всей профессиональной деятельности человека. Любой человек может допустить халатность при определенном стечении обстоятельств.

Способность к рефлексии отличает человека от других животных. Но разные люди в большей или меньшей степени склонны к рефлексии в профессиональной деятельности, во втором случае это приводит к халатному поведению. В психологии есть понятие «локус контроля» — приписывание своих успехов и неудач внешним или внутренним факторам. Внешний локус контроля чреват тем, что человек не видит своей роли в ситуации. А у склонных к утомляемости людей при неправильной организации труда просто не хватает ресурсов для самоконтроля.

Большую роль играют выраженные особенности характера человека. Так называемый застревающий тип приводит к тому, что человек не способен быстро адаптироваться к новым условиям и скорректировать поведение под новые обстоятельства. В общем виде такое застревание мы увидели в трагических событиях на Сямозере: администрация лагеря приняла решение провести поход, условия изменились, начался шторм, но администрация настояла, что раз решили — надо идти. Люди с эпилептоидным типом склонны к аккуратности, четкому выполнению инструкций и педантизму, что, наоборот, снижает возможность проявления халатности. Все внутренние факторы человека, которые могут привести к халатному поведению, можно оценить при приеме на работу во время собеседований, но у нас, к сожалению, этому уделяют мало внимания.

С внешними факторами не так просто. К халатности может привести система обучения: конвейер, задача которого привлечь неопытных студентов хоть к какой-то деятельности, вряд ли будет работать идеально, и рано или поздно это может обернуться трагедией. Кроме того, в ситуации кадрового голода никто не старается проводить качественный отбор персонала. А из экономии не осуществляется контроль организации труда: работодатели заинтересованы в постоянном уменьшении издержек, контроль ведется фрагментарно и некачественно. И пока не произойдет какой-то трагедии, никакой профилактики нет.