01:02  /  9.08.09

БЛЮЗ НА ТЕМУ «ПУСТЫНИ И ПОЛЯ АКТУАЛЬНОСТИ»

Таня Апраксина, художник и издатель весьма элитарного журнала «Апраксин Блюз» (АБ), она же прообраз «моей сладкой N» в творчестве Майка Науменко, привезла показать последний номер своего журнала с заявленной темой «Родство и рабство» (№16, 2009). Для людей, незнакомых с историей издания, отмечу, что проект этот весьма примечательный. Журнал был создан в 1995 в Питере как андеграундное издание в рамках очень узкого круга интеллектуалов, уже в то время рассеянных по всему миру, но в значительной степени имеющих отношение к городу на Неве. Затем редколлегия, в лице самой Татьяны Апраксиной и Джеймса Мантета, переместилась в горы Аройя Сёко в центральной Калифорнии, откуда выпуски АБ и продолжают успешно выходить по сей день.

http://apraksinblues.narod.ru/

В 16-м номере много тем живо интересующих как местную русскую эмиграцию, так  и других подписчиков: «Психофизические свойства цвета» Н.Серова, «Неброские памятники Серебряного века» Н.Гладуш, рассказ Е.Чо о Владимире Горовице, серия работ фотохудожника из Сан-Франциско Андрея Рискина и другие материалы.  Очень любопытна беседа с калифорнийскими пожарными, которые буквально спасли от гибели редколлегию во время страшных лесных пожаров 2008-го года и ответили на их вопросы прямо на передовой огненного фронта, проходящего через Аройя Сёко.

Моё же внимание привлек блюзовый репортаж Джеймса «Пустыни и поля актуальности», с одной стороны посвящённый памяти выдающегося американского художника Эндрю Уайета (1917-2009), а с другой сопоставляющий актуальность его работ с актуальностью работ современных художников, показанных на недавней выставке-презентации нашего знакомого коллекционера из Москвы.

Джеймс отмечает основной лейтмотив обоих контекстов как «мир искусства в тревоге», но при этом константирует, что понятие «актуальности» в системе художественных ценностей сообщества представленных российских художников носит несколько негативный характер, по ассоциации с чем-то временным и конъюнктурным. Представленные на выставке работы, по мнению автора блюза, не несут в себе духа времени, слабо коррелируют с изменениями в жизни произошедшими в последние десятилетия, и свидетельствуют о застое творческой мысли. По его мнению, реально это вызвано проблематичностью использования той свободы выбора, которая появилась у многих российских художников, особенно традиционного толка,  с распадом Союза художников советских времён и продолжающимися трудностями адаптации к свободному рынку.

Не берусь утверждать достаточна ли выборка картин из одной коллекции для обобщений такого рода, так как талантливые художники и интересные работы появляются во всех странах и во все времена. Но, в то же время, нельзя не вспомнить классическое «бытие определяет сознание» и применимость этого правила к политическим пустыням имеющим свойство порождать пустыни творческие.

Иллюстрация: "Мир Кристины", Эндрю Уайет, 1948