Аватар
Подписчик Сноба

Валерий Панюшкин

про меня

Валерий Панюшкин — из тех журналистов, благодаря которым газеты почитывают и те, кто обычно их не читает. По образованию театровед и исследователь флорентийских праздников XV века. Писать начал для журнала «Матадор», затем перешел в ИД «КоммерсантЪ», где проработал более 10 лет. За постоянную рубрику в «Газете.ru» получил премию «Золотое перо России». Работал в журнале Esquire. В середине 2000-х, почувствовав избыточное давление в поле политической журналистики, ушел в глянцевый Gala, но вытерпел на новом месте только два месяца. Был спецкором Русфонда и руководителем детского правозащитного проекта «Правонападение». Автор книг «Незаметная вещь», «Михаил Ходорковский. Узник тишины», «Газпром. Новое русское оружие», «12 несогласных», «Код Горыныча», «Код Кощея», «Все мои уже там», «Рублевка: player's handbook» и «Отцы». Может за полтора часа рассказать все, что нужно знать журналисту. Не стыдится говорить, что любит свою жену и детей. Участник и постоянный колумнист проекта «Сноб» с декабря 2008 года. Сейчас — главный редактор Русфонда.

город в котором я живу

Москва

день рождения

26 июня

где родился

Ленинград

где и чему учился

Окончил Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС).

«На самом деле у меня в дипломе написано "театровед-исследователь", и я занимался историей флорентийских праздников XV века – парады, балы и все такое, а потом я понял, что я, видимо, единственный человек в России, который интересуется флорентийскими праздниками».

служил?

Служил

где и как работал

Карьеру начал с того, что написал два сценария для публицистической программы «Матадор» на Первом канале Останкино, посвященной культуре, кино и моде. Затем работал в одноименном журнале.

Работал в ИД «КоммерсантЪ» в журналах «Столица» и «Автопилот».

Вел постоянную рубрику в «Газете.ru».

«Во-первых, я перестал вести колонку, потому что пошел работать в "Ведомости" и надеюсь скоро начать вести подобную колонку в этом издании. Но есть некоторое ощущение слишком большой комфортности. То есть когда ты делаешь что-то много лет, все уже знают, что это стоит на этом конкретном месте. И ни для кого это не является никаким крючком. И ты сам, когда делаешь одно и то же на одном и том же месте, уже начинаешь делать это слишком механистично, слишком профессионально. Не зря ведь психологи утверждают, что каждые семь лет надо менять работу, просто потому что тебе становится трудно и ты начинаешь искать новые способы. А если не трудно, то заставить себя как-то совершенствоваться, когда тебе все аплодируют и говорят: "Вау!", это очень трудно».

Работал в журнале Esquire, был шеф-редактором журнала Gala.

«Это была истерика. Просто когда поле политики сужается все больше, ты начинаешь испытывать некоторое ощущение удушья. И я подумал, что надо уйти в какую-то внутреннюю эмиграцию, и попытаться говорить с людьми на каком-то другом, куда более бытовом языке. Но я ошибался. За два месяца работы в глянцевом журнале, я понял, что ощущаю себя уточкой Серой Шейкой, которая сломала крылышко, сидит в пруду и смотрит, как там другие птицы летят в теплые страны. И даже понимая, что там открыт сезон охоты на этих летящих птиц, их отстреливают со страшной силой, отказать себе в инстинкте лететь в теплые страны птица не может. Поэтому я два месяца посидел в пруду и понял, что лучше пусть я сдохну на этом сужающемся поле, чем затоскую навсегда в глянцевом журнале. Но это не значит, что глянцевой журналистикой заниматься нельзя, ею заниматься можно, и я ею занимаюсь, время от времени что-то пишу в глянцевые журналы, но просто для меня это не должно быть основным делом. А как факультатив – отлично».

Проводит мастер-классы по журналистике.

«Я действительно очень люблю преподавать, у меня есть лекция на 1,5 часа».

«Я считаю, что журналистика – это очень простая профессия, то есть все, что надо знать, можно объяснить за 1,5 часа. Это похоже на управление автомобилем. То есть объяснить, как управлять автомобилем можно типа в течение часа. Люди, которые хорошо водят автомобиль, отличаются от людей, которые плохо его водят, исключительно опытом. То есть налетом часов. Такая же история происходит с журналистикой. И я, в общем-то, плохо знаю, что там дальше можно рассказывать. Я за эти 1,5 часа все рассказываю, все, что знаю».

что такого сделал

Автор многочисленных статей. Опубликовал сборник рассказов и эссе «Незаметная вещь».

В 2006 году опубликовал книгу «Михаил Ходорковский. Узник тишины».

«Там же большая часть текста состоит собственно из моих вопросов, которые я отправляю ему письмом, и его ответов, который он отсылает, и довольно странное ощущение, когда ты не знаешь точно, кто это пишет, потому что вдруг это какой-нибудь офицер в тюрьме сидит и пишет эти ответы, очень странное чувство и когда был уже суд, и когда я пришел на заседание суда, тут мы стали, что называется, махать друг другу ручкой. Он из этой стеклянной клетки, а я… мы как-то узнали друг друга. Похоже, он был рад видеть меня, но я не знаю».

«…у нас у обоих день рождения 26 июня, при этом я родился в тот год, в который родилась его жена, а он родился в тот год, когда родилась моя жена. Такие милые, ни к чему не обязывающие совпадения, на самом деле».

«…я с детства комсомол, комсомольцев ненавидел, он был активным комсомольцем, я никогда в жизни ничего успешно не продал, а он умеет это делать, из лучших моих достижений в области бизнеса было, когда я купил машину за 5 тысяч, вложил в нее 2, после чего продал за 2,5, такой из меня бизнесмен».

Совместно с Михаилом Зыгарем выпустил книгу «Газпром. Новое русское оружие».

дела общественные

Регулярно пишет статьи о благотворительности и участвует в благотворительных программах, связанных с лечением детского рака, СПИДа, а так же в программах паллиативной помощи. Бессменный автор сценариев для концертов «Подари жизнь» в театре «Современник».

«Весной 2005 года мне позвонила Дина Корзун и попросила написать пресс-релиз первого концерта "Подари жизнь". Потом меня попросили написать сценарий концерта. Так и началось мое участие в благотворительных программах в детской онкологии. Я всегда понимал, что одним сбором денег и статьями в "Российском фонде помощи" всех проблем не решишь, и надо что-то делать. Вот я и делаю».

общественное признание

Получил премию «Золотое перо России» за постоянную рубрику в «Газете.ru».

участвовал в скандалах

Написал в «Ведомостях» колонку про ЖЖ, в которой назвал блоггеров ничтожествами.

«Мне кажется, что ЖЖ — это, в общем, сильная и серьезная штука, которую люди используют очень легкомысленно и мало. Можно использовать значительно лучше, значительно толковей и, в конце концов, значительно интересней».

«…я случайно обидел многих людей, которых совершенно не собирался обидеть. Пользуясь случаем, приношу извинения».

люблю

«Я слушаю "Эхо Москвы". Потому что мало что есть еще. Иногда я слушаю "Серебряный дождь", там бывает какая-то музыка, которой не бывает на других радиостанциях, чуть более утонченная. И там вот этот абсолютно бизнесовый закон жесткой ротации работает в меньшей степени. Поэтому если я слушаю какую-то музыкальную станцию, то это "Серебряный дождь"».

вино

ну, не люблю

пиво

мечта

«…я мечтаю о Нобелевской премии, во-первых, это довольно много денег, во-вторых, в каком–то интервью Иосифа Бродского прочел такую фразу: "Очень здорово, что нобелевку дали, вот теперь-то, наконец, родители поверят, что я хороший поэт».

семья

Женат. Детей у меня четверо: Вася, Варя, Вера и Надежда. Прошу воздержаться от шуточек про недостающую Любовь. Я работаю над этим :)

«…я люблю свою семью. …мне кажется, что есть некоторая странная вещь, странная мода на то, чтобы быть плохим. То есть люди могут рассказывать про то, как они прожигают жизнь впустую, меняют любовников, вот это нормальная тема для общения. А то, что ты любишь жену и детей, это как-то стыдно немножко, мол, что за фигня. Почему это стыдно? Это нормально, это хорошо. Это еще и потому, что я настаиваю на том, что все, о чем я пишу, будь то политика или экономика, или оранжевая революция в Киеве, это касается меня, моих детей, моей жены, мамы, папы».

«Мой сын как-то пенял мне за то, что я написал, что учил его, как надевается презерватив. Он говорит: ну что ты прям? Неудобно, девочки на курсе. А я ему говорю: "Глупый ты. Теперь все девочки на курсе знают, что ты умеешь надевать презерватив. Это же хорошо!"».