Даниил Дондурей

Даниил Дондурей — вероятно, главный в России представитель странной профессии «киновед», постоянно доказывающий важность и нужность этой профессии; человек, чьим ремеслом не первый десяток лет является осмысление кинопроцесса, и самый авторитетный эксперт в этой области. Социолог по образованию и кандидат философских наук, Дондурей долгое время занимался исключительно наукой — работал в Институте истории искусств и в Институте киноискусства, составлял и публиковал сборники по истории и теории разнообразных визуальных искусств. В 1986 году Дондурей организовал сенсационную XVII Московскую молодежную выставку, впервые легализовавшую «неофициальное» искусство. Публичной фигурой окончательно стал в 93-м, заняв пост главного редактора  журнала «Искусство кино», который и занимает до сих пор. Продолжает печататься в самых различных изданиях, регулярно появляется на радио и телевидении; до сих пор не потерял ни интереса к кинематографу, ни способности точно и пылко анализировать фильмы, ни решимости высказывать свою позицию прямо и честно. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

город, в котором я живу

Москва

день рождения

19 мая

где родился

Ульяновск

у кого родился

«...И мама, и папа, отнимая у меня в детстве книжки, поскольку я читал всегда и везде в невозможном количестве – под одеялом, в туалете, в их отсутствие и в их присутствие, – мечтали, чтобы у меня была какая-нибудь нормальная профессия: художник в число нормальных не входил, но так как я отлично учился, они стали возлагать надежды на эту сферу». 

где и чему учился

Окончил Пензенское художественное училище им. К.А.Савицкого.

«Я учился в довольно известном художественном училище в Пензе и в возрасте восемнадцати лет вдруг осознал, что интерпретация, философский взгляд на вещи являются такими же важными компонентами искусства, как умение рисовать, писать, накладывать краску, делать какие-то композиции. И понял, что эта вторая часть – интерпретационно-интеллектуальная, связанная с современным искусством, – мне гораздо интереснее, чем работа с пятном, с текстурой, с цветом, с новыми формами».

Окончил факультет истории и теории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и аспирантуру Института социологии АН СССР по специальности «социология искусства».

где и как работал

Работал в Институте истории искусств, в НИИ культуры РСФСР,  в Институте киноискусства Госкино.

Главный редактор журнала «Искусство кино», возглавляет информационно-аналитическую компанию «Дубль-Д», преподает курс социологии искусства и курс «Профессия - продюсер» в РАТИ (бывший ГИТИС).

ученые степени и звания

Кандидат философских наук.

что такого сделал

Печатался в журналах «Декоративное искусство», «Смена», «Огонек», «Литературное обозрение», «Искусство кино», «Эксперт», «Вопросы философии», «Знамя», «Отечественные записки»; в газетах: «Литературная газета», «Русский телеграф», «Известия», «Общая газета», "Коммерсантъ-daily» и др.Составитель ряда научных сборников по социологии культуры, теории и истории изобразительного искусства, театра и кино.

дела общественные

Член Общественного совета холдинга «Национальная медиагруппа».

Член Союза художников, Союза театральных деятелей, Союза кинематографистов.

общественное признание

Лауреат премий Союза художников, «Литературной газеты», журналов «Литературное обозрение», «Смена», «Декоративное искусство».

удачные проекты

В 1996 году принимал участие в разработке концепции системы спутникового телевидения «НТВ-Плюс».

известен тем, что…

В 1986 году организовал сенсационную XVII Московскую молодежную выставку, впервые легализовавшую «неофициальное» искусство.

«Я уговаривал председателя Союза художников СССР, секретарей, идеологов, написал бессчетное количество бумаг, за мной стоял главный редактор журнала "Декоративное искусство", где я был членом редколлегии. Заранее был написан проект выставки, утверждающий некоторые вещи. Они-то и были революционными. Самое главное – эту выставку должны были делать не художники. А между тем с начала 30-х годов все выставки в СССР делали только художники. Поэтому такие выставки были никому не нужны, никто на них не ходил, разве только представители партии и правительства заглядывали для порядка. А мы придумали, что выставку будут делать искусствоведы. Художники были отставлены».

участвовал в скандалах

Доклад о реальной ситуации внутри российского кинематографа и его скрытых механизмах, сделанный в 2008 году для узкого круга профессионалов, был тайно записан одним из слушателей. Затем в Интернете были выложены в открытый доступ некоторые острые положения доклада: о непрозрачности российского кинобизнеса, о системе откатов и др. Дондурей опубликовал в Сети опровержение, и часть сетевой общественности обвинила его в стремлении ввести цензуру в интернет-пространстве.

«Для меня вся эта история неожиданна и поучительна. Занимаясь медиа, я утверждаю, что сегодня жизнь осмысленно существует лишь тогда, когда присутствует в виртуальном пространстве. Во многих важных ситуациях невозможно отделить версии происходящего, проекции разных срезов жизни от ее предметного бытования. Одно влияет на другое. Психология восприятия оказалась неразрывно связанной с экономикой, международными отношениями, социальными обстоятельствами, с управлением страной. ...Конечно, эти молодые люди не ведают, как устроена российская киноиндустрия. И надо признать, что человек, который украл и трансформировал комплекс моих идей, ничего не переврал в цифрах...»

семья

Жена и дочь работают в кинематографе.

Новости наших партнеров