Вместе с психологом разобрались, как ребенку устанавливать границы, защищать себя и свои интересы; как действовать родителям на отказы ребенка и сохранить хорошие отношения.

Первые слова у детей обычно - это «мама, папа, да, нет». Поначалу это кажется так здорово! Ближе к 3 годам «нет» становится одним из самых ужасных слов для ушей родителей. Этот негативизм, истерики и нет-нет-нет на всё на свете буквально сводят с ума. А зря!

Что такое слово «нет»? Это начало пути к самооценке и личным границам. В кризисе 3 лет ребенок впервые начинает осознавать, что он не равно мама, а он-это он. И у него свой взгляд на мир, свои желания и нежелания. В этот период рождается новая личность.

психолог Тома Белявская, фото из личного архива
психолог Тома Белявская, фото из личного архива

Как научить ребенка говорить «нет»? 

Этот длинный путь начинается как раз с 3-х лет. Но не все родители это знают. Не все готовы ждать по 10 минут, пока ребёнок сам наденет обувь. Не все готовы смотреть, как он ест, разбрасывая пюре на все 4 стороны. Не все готовы выдержать «нет» от ребенка. 

«В смысле ты не хочешь? Надо! В смысле ты не будешь? Я сказала иди и целуй бабушку!». Не все готовы понять, что ребёнок имеет полное право желать или не желать чего-то и делать это по-своему. 

Да, существуют действительно ситуации, где нам должно быть все равно на желания ребенка. Это ситуации, связанные с угрозой безопасности и жизни самого ребенка и окружающего мира. Например, мы не позволим ему перебежать дорогу самостоятельно или ударить собаку. Потому что понимаем к чему это приводит. Ребёнок этого не понимает.

В остальном - не должно появляться проблем.

Возможно, читая начало текста вы расстроились, что время потеряно или возмутились, что ситуаций, где нужно игнорировать «нет» гораздо больше. 

Есть хорошая новость и плохая. Хорошая в том, что не нужно расстраиваться. Никогда не поздно всё исправить. Плохая в том, что возмущение не совсем уместно. Просто вы не знали, как себя вести с ребенком. 

Как же быть в такой ситуации?

Любому родителю хочется видеть своего ребенка с адекватной самооценкой и личными границами. Чтобы где нужно он смело говорил: «нет, я не буду! нет, со мной так нельзя!». 

В первую очередь начинать нужно с себя и атмосферы в семье.

Здесь важно знать ещё один нюанс: в норме у дошкольника самооценка завышена. В школе она снизится до нормальной.

Самооценка у детей формируется 3 способами:

  • Условное подкрепление. То, как родитель реагирует и какое послание передает ребенку на события. Например, ребёнок захотел в магазине мороженое, а вы отказали. У него началась истерика, он падает на пол. И вы либо кричите, бьете его, оскорбляете, тем самым передавая послание: «ты плохой», либо говорите : «я понимаю, что ты хочешь мороженое, но сейчас я купить его не могу. Ты успокоишься и я объясню почему». И передаете тем самым послание: «с тобой все ок, я тебя понимаю, но есть причины».
  • Копирование. Ребенок копирует отношение к себе, характерное для мамы или папы. Например, мама живет с установкой: «я самая умная, остальные идиоты». И сын начнет так же думать о себе. А вот дочь может подумать, что она не как мама. А значит, она - идиот.
  • Интерпритация. Ребёнок воспринимает происходящие события иначе, чем взрослые, по-своему. Папа говорит дочке: «не нужно шуметь и топать ногами ночью», дочь может интерпретировать это как то, что она плохая и ее не любят.

Теперь понимаете, как атмосфера в семье важна?!

Как укрепить личные границы и самооценку ребенка? 

Укрепление личных границ и самооценки ребенка очень важно для эмоционального и психологического развития. Родители имеют ключевое значение в этом процессе. Ребенок всегда ориентируется на мнение и поведение своих родителей, даже если уже подросток. Вот несколько практических рекомендаций, как помочь ребенку:

1.  Ставьте перед ребенком задачи по возрасту. Заниженная самооценка свойственна и тем детям, которым ничего не дают делать, и тем, кому дают чересчур сложные задания.

2.  Формируйте адекватное отношение к ошибкам: сделать вывод, получить опыт и попробовать по-другому.

3.  Хвалите ребенка. Подчеркивая его поступки, действия, а не качества.

4.  Ругайте ребенка за поступки, а не за качества. 

5.  Демонстрируйте ребенку собственный пример самоуважения и адекватного отношения к успехам и неудачам (дети копируют, помните?)

6.  Сравнивайте ребенка только с ним самим, но не с другими.

7.  Не навешивайте ярлыки на ребенка (фу, растяпа, хулиган, девочки так не делают).

8.  Разрешите высказывать своё мнение и отстаивать точку зрения. Уважайте его мнение. Он имеет на него право с момента рождения. Просто так, а не за что-то.

9.  Предоставляйте право выбора ребенку и возможность принимать решения. Мир не рухнет, если он захочет выйти из дома в разных носках. А ему будет приятно.

10.  Старайтесь принимать ребенка таким, какой он есть. У всех есть сильные и слабые качества. Обращайте больше внимания на сильные качества, помогайте усилить слабые.

11.  Постарайтесь не стыдить ребенка. Ведь стыд - это очень сильное чувство. Я бы даже сказала, что оно ключевое в формировании нестабильной самооценки.

Если хотите слышать, чтобы в обществе ребёнок говорил «нет», то нужно, чтобы в семье он это говорил и к этому «нет» относились с уважением. Потому что не получится так, чтобы в социуме ребенок был уверенным, а дома не пререкался.

Конечно пререкания дома раздражают, если смотреть на это поверхностно. Но наличие этого факта говорит о том, что с ребенком все в порядке, он хорошо развивается. Он понимает как с ним можно, как нельзя, как хочет, а как не хочет. Не ломайте это. Послушные дети, стоящие по стойке «смирно»-очень несчастные дети.

Важно помнить, что учение ребенка говорить «нет» требует терпения и постоянства. Научите постепенно осознавать свои желания и границы, и поддерживайте в этом процессе. Помогая ребенку укреплять свои личные границы и самооценку, вы поможете развить здоровое самосознание, уверенность в себе и способность строить здоровые взаимоотношения с окружающими.

*На фото обложки психолог Тома Белявская, фото из личного архива