Тема города-сада пришла ко мне, как ни странно, из поэзии. Яркие, сочные строки Владимира Маяковского как шлепки грязи врезались в мою память и уже не давали покоя.

Темно свинцовоночие, и дождик толст, как жгут,

сидят в грязи рабочие, сидят, лучину жгут.

Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: 

«Через четыре года здесь будет город-сад!». 

(«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» В. Маяковский 1929)

Портрет Владимира Маяковского на фестивале «Яркие люди». Екатерина Попова-Гамаюн
Портрет Владимира Маяковского на фестивале «Яркие люди». Екатерина Попова-Гамаюн

«Вот это мечта так мечта!» — подумала я и стала искать, где же на территории России находятся те самые города-сады, о которых твердым слогом в свое время заявлял Маяковский. Города-сады оказались в нашей стране лишь утопической мечтой, хотя и были попытки их создания. Зато я нашла человека, который, не будучи ни градостроителем, ни ландшафтным архитектором, ни даже садовником, вдохновил мир своей концепцией идеального города-сада! Это был английский социолог-утопист Эбенизер Говард (Sir Ebenezer Howard), живший на рубеже XIX и XX веков.

Sir Ebenezer Howard
Sir Ebenezer Howard

Первые мысли о прекрасном городе у него появились, когда он приехал в Америку и оказался свидетелем последствий пожара в Чикаго, когда выгорел весь центр. Я даже представила, как он, впечатлительный молодой человек, бродит по черной, выжженной земле и развалинам и представляет себе, каким будет новый Чикаго. Эбенизер не задержался в Америке и через некоторое время вернулся в Лондон, где в это время как грибы вырастали новые фабрики и заводы. Дым ли фабрик или увлечение спиритуализмом повлияло на его мировосприятие, а может, посещение лекций Бернарда Шоу и Петра Алексеевича Кропоткина. А может, чтение мистического романа Эдварда Беллами «Взгляд назад». Но в один прекрасный момент в его мозгу произошел духовный инсайт и родился труд всей его жизни. Идеальный город проявился в сознании Говарда как мистическое откровение. В 1898 году в свет выходит его книга «Города-сады завтрашнего дня».

Портрет Эбенизера Говарда. Масло, старая лопата. Екатерина Попова-Гамаюн
Портрет Эбенизера Говарда. Масло, старая лопата. Екатерина Попова-Гамаюн

Я поставила на этюдник старую, ржавую лопату и каждое утро вглядываясь в ее фактуру, искала в ней лик Эбенизера Говарда. И вот из ржавого металла землянистого цвета с оранжевыми разводами вырисовалось лицо Эбенизера. Он был похож на старые корни. Возможно, дерево уже и умерло, но корни сидят глубоко в земле. Подпитываемые подземными водами, они хранят в себе жизнь, которая выстреливает молодыми зелеными побегами, вдохновляя романтиков-градостроителей по всему миру превратить наши города в сады, где люди могли бы жить счастливо и гармонично. Лик Эбенизера был серьезен, и, казалось, полностью зациклен на одной единственной идее фикс, которую он пронес как факел через всю свою жизнь. В его глазах сквозь копоть фабрик XIX столетия я увидела надежду на лучшее будущее для всех нас.

План города-сада  Эбенизера Говарда из книги «Города-сады завтрашнего дня»
План города-сада  Эбенизера Говарда из книги «Города-сады завтрашнего дня»

В своих мечтах, изложенных на страницах книги, Эбенизер представлял город-сад как малонаселенное и малоэтажное поселение, которое сочетает в себе преимущества города и деревни. Люди в таком городе живут в гармонии с природой в уютных зеленых благоустроенных районах. В городе-саде, по мнению Эбенизера, должны жить не более 32 тысяч человек. Он должен быть создан по круговой системе и поделен на сектора. В центре города должен быть конечно же сад, окруженный общественными зданиями. Второй круг — зеленый парк с застекленными оранжереями, спортивными площадками, торговыми и выставочными зонами. Далее чередуются круги жилой застройки и зеленых насаждений. Город-сад окружают два пояса: первый похож на большой парк, в котором расположены школы, церкви и административные здания, второй — промышленная зона. Вокруг города общественная земля, которую оберегают от застройки.

План города-сада  Эбенизера Говарда из книги «Города-сады завтрашнего дня»
План города-сада Эбенизера Говарда из книги «Города-сады завтрашнего дня»

Идея Эбенизера Говарда вдохновила многих градостроителей XX века и все еще находит отражение в современных урбанистических концепциях. И мы по-прежнему мечтаем жить в идеальном городе-саде с красивыми гармоничными зданиями, укутанными цветущими деревьями. Вдыхать чистейший воздух и просыпаться по утрам под трели птиц...

Проект «100 портретов. Портреты великих на лопатах»