Афиша мюзикла «Lempicka». Фото Александра Журбина
Афиша мюзикла «Lempicka». Фото Александра Журбина

Хотя, впрочем, почему польского? Да, она родилась на территории нынешней Польши, в Варшаве, но родилась она в 1898 году, когда Польша была неотъемлемой частью Российской империи. При рождении ее имя было Мария Борисовна Гурвич-Гурская, ее отец был русский еврей Борис Моисеевич Гурвич-Гурский… Об этом не говорится в спектакле, но это есть во всех справочниках.

Eden Espinosa in LEMPICKA. Photo by Matthew Murphy and Evan Zimmerman 
Eden Espinosa in LEMPICKA. Photo by Matthew Murphy and Evan Zimmerman 

На самом деле ее фамилия должна произноситься ЛемпИцкая — вполне обыкновенная польско-русско-еврейская фамилия, как Липницкая или Быстрицкая. Но здесь надо произносить ЛемпИцка, такой американизированный вариант…

Этот мюзикл принадлежит к числу произведений, которые начинаются на БИО: БИОграфия — книга о чьей-то жизни, БИОпик (или байопик) — фильм о чьей-то жизни, БИОспектакль или БИОпьеса — жанр редкий, такой термин, кажется, не употребляется.

Но подобные спектакли есть: ну, скажем, спектакль «Высоцкий» на Таганке, «Эдит Пиаф» в театре Моссовета, или псевдо биографии «Влюбленный Шекспир» в театре Пушкина, или пьеса Булгакова «Пушкин» (иногда идет в МХТ).

В американском театре таких пьес тоже очень много: вспомним спектакли про Майкла Джексона, Элвиса Пресли, Фрэнка Синантру, Боба Дилана и множество других, которые рассказывают нам о жизни знаменитостей.

Спектакль «Лемпицка» — из этого числа.

*

Афиша мюзикла «Lempicka». Фото Александра Журбина
Афиша мюзикла «Lempicka». Фото Александра Журбина

Главная героиня этого мюзикла — художник, автор огромного количества картин самого разного сорта, жанра и размера. Эти картины продаются и сейчас. Более того, в программку спектакля вкладывается приглашение на некий вернисаж художницы Лемпицки, где можно не только посмотреть ее работы, но и купить их. Какие цены я не знаю, но, наверное, дорого.

В любом случае, это хороший коммерческий ход: пошел в театр, а потом на выставку, и купил картину, написанную героиней спектакля. Я впервые встречаю такую комбинацию.

Не буду рассказывать содержание спектакля… Да, это более ни менее близко к биографии Тамары Лемпицкой (в какой-то момент она стала Тамарой), а некоторые несовпадения с реальностью вполне возможны: ведь это не учебник и не документальный фильм.

Пьесу написал Карсон Крейтцер, музыку — Мэтт Гоулд. Думаю, что они молодые ребята, во всяком случае на Бродвее это их дебют.

Кажется, в данном случае либретто лучше, чем музыка… Хотя некоторые музыкальные номера, прекрасны, особенно ближе к концу спектакля.

Прекрасный сольный номер Тамары «In the Blasted California Sun», («Под ярким солнцем Калифорнии») прямо-таки душераздирающий вопль или плач художницы, которая прощается со своей жизнью, своими картинами.

Вообще, главная героиня спектакля очень хороша. В этой роли выступает Эден Эспиноза. Она известная бродвейская актриса, любимая ее соотечественниками-мексиканцами, наиболее известная ее роль — роль Эльфабы в уже давно идущем мюзикле «Wicked» Стивена Шварца. Новая ее роль в мюзикле «Лемпика» раскрывает ее огромные возможности, и вокальные, и танцевальные, и артистические.

На наших глазах проходит жизнь женщины с непростой судьбой, проделавшей сложный путь от самого низа к мировой известности, self-made woman. Мы видим в начале совсем юную девушку, а в конце — весьма пожилую, но все еще мечтающую даму, и этот образ придуман и сыгран безукоризненно.

Очень хорош Маринетти, да-да, именно тот Маринетти, который считается основателем итальянского футуризма, поэт-эксгибиционист, который придумал футуризм аж в 1909 году, потом подружился с русскими поэтами (например, с Маяковским и Хлебниковым) и они тоже стали футуристами. Потом он тесно слился с итальянским фашизмом, сотрудничал с Муссолини, и даже умудрился воевать под Сталинградом в составе итальянского корпуса.

Конечно, всех этих подробностей нет в спектакле. Однако образ Маринетти получился очень яркий и сочный (артист Жорж Абуд), особенно когда он с балкона машет своими руками а-ля Муссолини. Единственное что меня смутило — что в официальных биографиях Тамары нет Маринетти, зато есть Габриель д'Аннунцио, тоже поэт, драматург, известный литератор, тоже примкнувший к фашизму. 

George Abud in LEMPICKA. Photo by Matthew Murphy and Evan Zimmerman 
George Abud in LEMPICKA. Photo by Matthew Murphy and Evan Zimmerman 

У него то ли был роман с Тамарой, то ли она ему отказала, но его следов в спектакле нет. Почему был выбран Маринетти — ума не приложу. Видно, авторам показалось, что с ним интересней. Во всяком случае, оба музыкальные номера Маринетти прозвучали «на ура».

Опять же — это не учебник истории, и авторы вольны делать что угодно… «Копирайты» на биографии, насколько я знаю, не распространяются…

Одна из выдающихся ролей в этом спектакле — Рафаела… Уж не знаю, была ли в реальности именно эта женщина в судьбе Тамары, или их было много, но роль сыграна замечательно (артистка Эмбер Иман). Когда-то она играла роль певицы и актрисы Нины Симон в спектакле «Доктор Души» и получила несколько премий за эту роль. Думаю, что и за роль Рафаэлы она получит какую-нибудь премию. Высокая, стройная, темнокожая красавица, потрясающе поет, потрясающе двигается. Ее музыкальный номер «Stay» во втором акте — своего рода кульминация спектакля.

Anber Iman and cast of LEMPICKA. Photo by Matthew Murphy and Evan Zimmerman
Anber Iman and cast of LEMPICKA. Photo by Matthew Murphy and Evan Zimmerman

Да, надо открыть тайну. Наша героиня Тамара Лемпика была бисексуальной женщиной. Это не выдумка драматурга, это правда. У нее было несколько мужей, много любовников, была талантливая дочь, в конце жизни она вышла замуж за Баронa Куффнера, а когда он скончался, унаследовала его немалые богатства, и жила припеваючи.

Но ее подлинная страсть была к женщинам, и Рафаэла была одна из них… В спектакле есть несколько весьма откровенных постельных сцен, я бы детям это не показывал.

***

Впрочем, дело не в этом. К этому в Америке все давным-давно привыкли. Спектакль сделан очень крепко, чувствуется профессиональная режиссерская рука. И да, вы угадали – здесь очень хороший режиссер. Это женщина-режиссер Рэйчел Чавкин (Rachel Chavkin)… (Употреблять слово «режиссерка» я не буду, хоть вы меня повесьте!).

Я видел множество ее спектаклей, и все они были очень интересными и яркими. Назову только два: «Hadestown» (Подземное царство) и «Наташа, Пьер и Комета 1812 года»… Оба спектакля были номинированы на премию «Тони», второй получил эту премию.

Сейчас нью-йоркский квартал на 48 улице, между Бродвеем и 8 авеню, переименован в Chavkin way, потому что оба ее спектакля - «Hadestown» и «Lempicka» идут сейчас в одном квартале, на расстоянии 50 метров.

Могу всем рекомендовать и спектакль «Лемпика» и «Подземное царство» … и все, что в дальнейшем сделает Рэйчел Чавкин.

***

Афиша мюзикла «Lempicka». Фото Александра Журбина
Афиша мюзикла «Lempicka». Фото Александра Журбина

Кстати, премьера мюзикла «Лемпика» состоится только 14 апреля… Пока идут preview. Значит, цены дешевле, и достать билеты проще. Так что рекомендую — пойдите и посмотрите.

Не пожалеете!