В Советском Союзе существовал Заочный народный университет искусств; учились там пенсионеры, домохозяйки, заключенные, рабочие, жители самых отдаленных сел и деревень, чувствовавшие тягу к творчеству. Обучение происходило посредством почты (она тогда работала хорошо): ученики отправляли свои рисунки педагогам, те в ответных письмах консультировали и давали новые задания. Университет функционировал даже во время Великой Отечественной; тогда он ещё назывался «заочными курсами». От одного из старых педагогов этого заведения мне досталось некоторое количество ученических работ периода шестидесятых-восьмидесятых годов. Я не взяла рисунки заключенных, но я хорошо помню те серые акварели, на которых были изображены люди в ватниках. Впрочем, людей в ватниках хватало и на рисунках с воли.

Покажу кое-какие работы семидесятых. Среди самодеятельных художников были действительно одаренные рисовальщики; например, вот эта художница по фамилии Морозова замечательно рисовала с натуры замечательную бабушку. Рисунки называются «Кондратьевна» и «Кондратьевна с котом»:

Большая же часть работ была скорее наивом — причем не стилизованным, а натуральным. Портреты современников:

Бесхитростный вид из окна от автора из Краматорска, Донецкая область. Надпись на обороте: Этюд натюрморта с натуры в окно. Окончил 19 марта 1978 г. Седьмая работа.

Автовокзал от того же автора. Надпись на обороте: По памяти. Майские дни. «На работу». Окончил 15 мая 1978 года. Работа № 8.

Люблю я этих автовокзальных человечков:

А здесь кто-то изобразил грибников (на обороте только номер задания — всего-то № 2, так что не судите строго). Психоделическая картина:

Рассматривать и рассматривать:

Тревожный красный куст:

В лесу, между прочим, много подозрительных личностей. Вот эти дядьки, в одинаковых положениях, одинаково прикрытые березками, похожи на иностранных агентов:

А этот вообще стремится за край рисунка:

И напоследок — моя любимая «Сифонозаправочная» другого неизвестного автора (Задание №3. Выполнил с натуры и по памяти).

Подробности. Заметьте, ни одной женщины в кадре.