В  середине XII века в Париже открылся первый университет. На одной из его площадок, на площади у собора Нотр Дам де Пари, студенты, сидя на земле, слушали лекции по философии и богословию. А  совсем рядом, у собора, находилась первая и единственная больница Парижа, и в ней ежедневно умирали в жестоких страданиях люди.

Это было время контрастов и противоречий. Готические соборы стремились башнями в небеса. Солнце сквозь великолепные витражи отражалось всеми цветами радуги на стенах, колонах и каменных одеждах святых. А на паперти открыто обнажали свое уродство и убожество толпы нищих. Прокаженные, собираясь в процессии, вертели своими трещотками и бродили по улицам.

Больница рядом с парижским собором Нотр Дам называлась «Отель Дьё де Пари», то есть «Парижский Божий приют». Создаваемые из христианского милосердия такие больницы должны были облегчать боль, но на протяжении многих веков они оставались местом мучительных страданий. 

Тинторетто (Якопо Робусти) «Святой Рох в больнице» 1549 год. https://img.wikioo.org/
Тинторетто (Якопо Робусти) «Святой Рох в больнице» 1549 год. https://img.wikioo.org/

По описаниям Парижской больницы, сделанным  врачом и писателем Максом Нордау в XIX веке, можно легко представить, как обстояло дело с оказанием милосердия  в более ранние времена.

«В одной кровати умеренной ширины впритык друг к другу лежали четыре, пять, а то и шесть человек, положенные валетом – ноги одного больного упирались в голову другого. Дети ютились рядом с седыми старцами. Невероятно, но в одной кровати могли лежать вперемежку мужчины и женщины. В одной кровати могли находиться люди, сгоравшие от тяжелой инфекции, и больные с легкими недомоганиями. На одной кушетке, прижавшись друг к другу, находились роженица, кричавшая от схваток, корчившийся в конвульсиях младенец, бредивший тифозный больной, чахоточный, выплевывавший свои легкие, и жертва какой-то кожной заразы, разрывавший кожу ногтями из-за нестерпимого зуда… Пациенты часто терпели нужду в самом необходимом. Их кормили отвратительной пищей, которой к тому же было недостаточно….. Все помещения кишели отвратительными червями, а по утрам в палатах стоял такой запах, что персонал входил в них, прижимая к лицам губки, пропитанные уксусом. Тела умерших обычно оставались лежать в кроватях в течение суток, прежде чем их выносили. Все это время больные были вынуждены лежать рядом с покойниками, которые в жуткой атмосфере быстро начинали разлагаться, испуская невероятное зловоние. Над трупами роями кружились жирные зеленые мухи…»

В «Отель Дьё» лечили и детей. На восьми больших кроватях умещались одновременно до двухсот детей разного возраста. Выживали немногие. Такую же картину увидел в парижской больнице в том же XIX веке наш русский историк и путешественник Николай Карамзин. «Я видел только две залы и не мог идти далее: мне стало дурно, и до самого вечера стон больных отзывался в моих ушах» — закончил он свое письмо в Россию.

На этом можно было бы закончить перечисление средневековых ужасов и внести свой вклад в ошибочное мнение, что ничего хорошего в Средние века не было.

Но, если бы Николай Карамзин в своем путешествии по Франции оказался в то время в небольшом городке Бон, где находился другой Отель Дьё, построенный в те же Средние века, к его ужасу от посещения «Отеля Дьё » в Париже добавилось бы изумление от того, что ему пришлось бы увидеть в Боне.

Его восхитила бы даже крыша богадельни. Ее красота превосходит  черепичные узоры на крышах  домов самых знатных горожан. Со всех  сторон по периметру первого этажа  «Отеля-Дьё» тянутся изящные крытые галереи, которые позволяли сестрам милосердия передвигаться из одного помещения в другое, не опасаясь ни дождя, ни мокрого снега.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Он восторгался бы большим больничным залом для бедных с двумя рядами кроватей, где каждая кровать отделялась от соседней кровати и от общего прохода красными шторами.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Изящество  расписных потолочных балок этого зала настолько гармонично сочетается  с красотой белого и красного убранства кроватей, что в целом создает впечатление праздника, а не места концентрации боли и страданий.

фото из личного архива автора
фото из личного архива автора

Приют для нищих и больных в Боне построил на свои личные средства канцлер Бургундии Ролен. Что лежало в основе поступка этого богатого, уставшего от политических интриг человека, никто не может сказать. Возможно, это была  дань христианскому покаянию в виде щедрого пожертвования, а возможно, желание подарить обездоленному, измученному страданиями пациенту нечто, прославляющее красоту жизни.

Сегодня «Отель Дьё» в Боне – это удивительное место для погружения в историю медицины и искусства.

Из книги Богоявленской Т. «История Франции. Города, события, люди».