В России имя Жака Кёра упоминается на одной из страниц известной книги Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В главе «Великий бал у сатаны» перед героиней проходит череда гостей – грешников, шествие которых возглавляет красавец, фальшивомонетчик, отравитель и государственный изменник Жак Кёр.

Фото автора
Фото автора

Кто такой реальный Жак Кёр, писатель конечно знал. Знал он и то, что никакой он не отравитель, и что обвинения против него остались недоказанными. Но, вероятно, Булгаков сознательно нарисовал его негативный образ, чтобы, следуя сюжету романа, подчеркнуть связь таланта с нечистой силой.

Жак Кёр родился во французском городке Бурж в семье успешного торговца мехами. Несмотря на вызванные Столетней войной бедствия, он никогда не испытывал голода и лишений. В университете не учился, но зато получил ценные уроки семейного торгового бизнеса.

Помимо торговли мехами, семья издавна занималась прибыльным ювелирным ремеслом и чеканкой монет. Поэтому никто не удивился, когда дофин — будущий король Франции Карл VII, оказавшись в Бурже, поставил Жака Кёра во главе Счётной палаты. Но спустя одиннадцать лет Жак Кёр предстал перед судом Буржа, как фальшивомонетчик.

В средневековой Европе фальшивомонетчиков варили в кипящей воде или заливали в горло расплавленный металл. Чаще всего это был свинец, так как именно из него, как правило, изготовляли фальшивые монеты. Дело Жака Кёра закончилось всего лишь штрафом. Почему? Историки предполагают, что «порча монет» делалась с тайного согласия самого дофина.

К концу Столетней войны Франция представляла собой жалкое зрелище. Война нанесла тяжелый урон экономике Франции. Обмен товарами между провинциями прекратился, голод и вспышки чумы усиливали ощущение всеобщей беды. Карл VII нуждался в людях, способных помочь в восстановлении Франции. Одним из таких людей стал Жак Кёр.

В то время прямые торговые отношения Франции с богатыми странами Востока отсутствовали. Они наладились только благодаря Жаку Кёру. Он смог организовать прямую поставку во Францию восточных товаров и пряностей. К этому времени он каким-то образом оказался владельцем семи галер.

Торговые суда Жака Кёра курсировали между Генуей, Марселем, Барселоной, Египтом и Кипром. Из Франции они вывозили по Средиземному морю лионские шелка, буржское сукно, серебро из лионских рудников, а из Сирии и Кипра ввозили пряности и дамасскую парчу, то есть самые ценные восточные товары.

Не прекращая торговли с восточными странами, Жак Кёр стал вкладывать деньги во французскую экономику. Он создавал во Франции мануфактуры для производства товаров, имеющих спрос в странах Леванта, занимался ростовщическими операциями, приобретал недвижимость не только в своей стране, но и за границей. Количество замков, поместий, земель в разных частях страны, принадлежащих Жаку Кёру, неимоверно росло.

Кёр Жак. Большая российская энциклопедия
Кёр Жак. Большая российская энциклопедия

Помимо торговли и предпринимательства Жак Кёр занимался финансовыми операциями. Торгуя с мусульманами, он обратил внимание на то, как распределялись драгоценные металлы между Западом и Востоком. Манипулируя кросс- курсами национальных валют, он получал огромную прибыль.

Наряду с торговой и финансовой деятельностью Жак Кёр выполнял для Карла VII важные дипломатические поручения. От имени французского короля он помог римскому папе удержаться на престоле, а демонстрация пышности и богатства посольства показала Европе могущество Франции.

В середине XV века Жак Кёр был одним из самых влиятельных лиц в королевстве и самым богатым человеком, не забыв при этом о патриотическом долге перед страной. Когда в 1451 году началось освобождение Нормандии от англичан, он вложил немалую сумму своих личных средств в организацию этой кампании, успешный итог которой означал конец войне.

Карл VII ценил своего главного финансиста за его способность быстро принимать решения, организовывать, созидать и облегчать ему жизнь.

Карл VII (король Франции) — Википедия
Карл VII (король Франции) — Википедия

Тем не менее, спустя время отношение Карла VII к Жаку Кёру изменилось. Он перестал нуждаться в его услугах. Страна восстанавливалась. Внешняя торговля Франции была налажена. Важные дипломатические переговоры с положительным результатом проведены. Пришло время королю и его знатному окружению возвращать Жаку Кёру взятые у него в долг деньги. Но ни королю, ни знати возвращать долги не хотелось. Повод избавиться от него навсегда появился случайно.

Заболела фаворитка короля Карла VII Агнесса Сорель. Она была не просто фаворитка. Агнесса Сорель обладала необыкновенной чуткостью, умением слушать и понимать собеседника. С Жаком Кёром Агнессу Сорель связывала искренняя дружба и доверие. В феврале 1450 года, в возрасте двадцати восьми лет, она ожидала рождения четвертого ребенка. Состояние ее здоровья было настолько тяжелым, что перед родами Агнесса Сорель пригласила Жака Кёра для написания завещания. Эта последняя встреча с ней сыграла определяющую роль в жизненном крахе Жака Кёра. Агнесса Сорель умерла почти сразу после встречи с ним, после рождения ребенка. В ее смерти обвинили Жака Кёра.

  Агнесс Сорель в образе Мадонны кисти Жана Фук. Википедия
  Агнесс Сорель в образе Мадонны кисти Жана Фук. Википедия

В июле 1451 года Карл VII подписал распоряжение о его аресте. А далее следовали фиктивные разбирательства и подкупленные свидетели, ложные доказательства его вины и наивные надежды Жака Кёра на справедливость короля. Процесс закончился приговором с лишением всего имущества и перспективой провести остаток жизни за толстыми стенами замка Пуатье. В одну из осенних ночей 1454 года Жак Кёр удалось сбежать из тюрьмы и покинуть Францию навсегда.

Римский папа не забыл, что Жак Кёр помог ему в 1448 году удержаться на престоле, и дал ему убежище после побега из Франции. Папа Каликст III доверил изгнаннику командование частью своего флота.

Жизнь Жака Кёра закончилась спустя три года на острове в Эгейском море. Вопреки предательству короля и его придворных, Жак Кёр умер не униженным узником, а командующим флотом папы Римского.

Жак Кёр за короткий период времени помог французскому королю восстановить экономику разоренной войной страны, но совершил одну ошибку — родился на четыреста лет раньше, чем следовало.

Из книги Т. Богоявленской «История Франции. Города, события, люди»