«Trompe-l’oeil» - с французского обман зрения –  приём, используемый в живописи для создания иллюзии трёхмерного изображения. В результате написанное  на плоскости полотна, стены, дерева изображение кажется настоящим, и зритель видит близкие объекты как далёкие, а плоские - как объёмные.

Множество вариаций тромплея (в живописи, архитектуре, в современном стрит-арте) объединяет стремление автора на мгновение поразить зрителя, обмануть его восприятие. В истории искусства это желание стало основой для появления легенд, в которых  птицы прилетают клевать ягоды нарисованного винограда или зритель пытается смахнуть с полотна нарисованную муху.

Клара Петерс. Аллегория свадьбы. 1607 год
Клара Петерс. Аллегория свадьбы. 1607 год

Эффект реальности тромплея достигается средствами гиперреализма. Обманки так детально хорошо написаны, что сбивают с толку и на какой-то миг заставляют усомниться в наших чувствах. Ощущение невероятности охватывает от всего, что мы видим. Кажется, у действительности уже нет чёткой границы и не очень понятно, что фальшивое окно или настоящее, реальная муха или это ловушка, поставленная нашему восприятию.

Приём иллюзии, обмана зрения и имитации в искусстве известен человечеству с древних времён. Впервые тромплей использовали римляне и греки, визуально расширяя пространство комнаты, за счёт реалистично нарисованных на поверхности стены окон, дверей, атриума. В Средние века и в эпоху Возрождения живописью в технике тромплей расписывали соборы.

Наиболее часто тромплей  использовался в живописи голландцев XVII века. Историки объясняют это особенностью развития городской архитектуры в Голландии, связанной с высокой стоимостью земли, из-за чего интерьеры в домах имели ограничение по площади. Это приводило к тому, что простенки между окнами заполняли картинами и зеркалами. В картинах большое внимание уделялось перспективе с целью визуального расширения пространства.

С целью достижения иллюзии натурализма художники детально точно копировали предметы домашнего обихода, чтобы выдать написанное на холсте  изображение за реально существующие предметы.

Примерами такой живописи – тромплея  являются натюрморты голландского живописца Самюэла ван Хогстратена  (1627 - 1678).

Самюэл ван Хогстратен. Дверца шкафчика с туалетными принадлежностями. 1664 год
Самюэл ван Хогстратен. Дверца шкафчика с туалетными принадлежностями. 1664 год

На «Дверце шкафчика с туалетными принадлежностями», изображенной в натуральную величину, он поместил зеркало, полотенце, щётку и маленькую кружевную сумку, в карманах которой лежат расчёска, губка и письмо с открытым конвертом. Зритель легко может принять эту полку и вещи на ней за настоящие. Иллюзия реальности достигается полным совпадением размеров нарисованных предметов с  действительно существующими.

Та же задача присутствия на холсте реальных предметов восхитительно решена в его «Натюрморте с полотенцем».

Самюэл ван Хогстратен. Натюрморт с полотенцем. 1655 год
Самюэл ван Хогстратен. Натюрморт с полотенцем. 1655 год

По словам голландского биографа художника — никто не мог сравниться со способностью Самюэла ван Хогстратена «обманывать взгляд неискушённых зрителей».

Хотелось бы остановиться ещё на одном тромплее голландского художника. Это картина Карела Фабрициуса «Щегол», известная многим и по книге Донны Тарт и по снятому с одноимённым названием фильму.

Карел Фабрициус. Щегол. 1654 год
Карел Фабрициус. Щегол. 1654 год

Маленький щегол, сидящий на краю насеста, кажется реальным и живым. На залитой солнечным светом стене чётко выделяется его тень. В картине нет ничего, что отвлекало бы взгляд от щегла. Ощущение реальности Карел Фабрициус достиг с помощью сложной техники. Скворечник написан прозрачными, миниатюрными мазками, передающими шероховатость дерева, а тело птицы и перекладины насеста – широкими, в результате чего они выдвинулись на передний план и скворечник с птицей стал почти осязаемым.

Маленькая картина Фабрициуса «Щегол» пользуется огромной популярностью у любителей живописи. В 2014 году картина была оценена экспертом в 300 миллионов долларов США, и на тот момент это была самая высокая цена в мире.

Карел Фабрициус (1622-1654) учившийся  вместе с Самюэлом Хогстратеном в мастерской Рембрандта, трагически погиб в результате разрушения дома в Делфте. Есть предположения, что обнаруженные во время реставрации «Щегла» повреждения грунта в виде вмятин связаны с тем, что картина в это время находилась в доме. В таком случае «Щегол» мог быть свидетелем смерти мастера.

В России картины – обманки писал в начале XIX века художник граф Фёдор Толстой. Особенно широкой популярностью пользовалась его акварель «Ягоды красной и белой смородины» (1818), которую он повторял множество раз.

Фёдор Толстой. Ягоды красной и белой смородины. 1818 год
Фёдор Толстой. Ягоды красной и белой смородины. 1818 год

Картины, написанные в стиле «Trompe’loeil» , имеющие долгую историю существования и сегодня завораживают, на миг сбивают с толку и побуждают зрителей испытывать яркие эмоции.