Мир торопится, спешит, открывает новое и… забывает старое. Исчезают из нашей жизни письма, написанные на бумаге, открытки, конверты, штампы и запах расплавленного сургуча. Не имеют значения почерк, как выражение характера и настроения, соединения букв и направление строчек. И совсем скоро они исчезнут, точно так же, как исчез когда-то очень модный «язык марок».

В 1840 году, чтобы облегчить работу почты, в Великобритании начали выпускать и использовать марки. Марка быстро завоевала симпатии почтовиков во всем мире. И не только почтовиков. Она завоевала сердца влюбленных.  Просто писать письма им стало неинтересно, и они стали использовать марку как средство передачи тайного послания. Незаметно и постепенно главным  в письмах и открытках стало не содержание, а способ наклеивания марки. И забава эта называлась «язык марок».

Можно было вывести чернилами на бумаге, подобно Лариной Татьяне «Нет, никому на свете не отдала бы сердца я!», а можно было просто взять марку и наклеить ее слева от адреса с легким наклоном налево. И тогда Онегину не пришлось бы даже читать это письмо. Потому как такое положение марки означало: «Без тебя мне жизнь не мила».

Но, к счастью будущих читателей А.С.Пушкина, повальное увлечение марками случилось позже. И мы, несмотря на ушедшие века, продолжаем «читать» в письмах Татьяны и Онегина всю гамму чувств и переживаний, замирая от силы таланта любимого поэта.

Марочное развлечение в те времена стало настолько популярным, что потребовалось выпускать специальные открытки-пособия с расшифровкой положения марки. В каждой стране вносились коррективы в значение смысла фразы, но «язык» был легко понятен и на международном уровне.  

Изучив все позиции марки на открытках и конвертах, можно было тайно признаться в  любви, пригласить на свидание, обвинить в молчании или сообщить о месте встречи. Выяснить отношения, расстаться или помириться. Свидетелем таких тайных отношений мог стать любой, владеющий «языком марок». Достаточно заглянуть через плечо и посмотреть, в какую сторону склонилась марка. Но на рубеже XIX-XX  веков таких желающих смотреть через чужое плечо, вероятно, было мало, так как считалось, что чужие письма читать не «comme il faut».   

Иногда отношения были настолько запутанными и сложными, что приходилось использовать не одну, а две марки. И тогда, чтобы прочитать или сообщить о своих чувствах, требовалась более высокая квалификация шифровальщика.

Цвет марки имел такое же большое  значение, как и внимательность при выборе положения марки. Если голубую марку наклеить прямо над адресом, это будет означать – люблю и ненавижу одновременно. И тогда потребуется еще слишком много дополнительных марок, чтобы понять окончательно: люблю, или все-таки ненавижу?

В России почтовую открытку называли открытым письмом. «Язык марок» использовался так же активно, как и в других странах. Конец этому баловству положила революция. Любовная переписка с использованием марок имела налет таинственности. А тайна — она и есть тайна. Любовная или нет, но в обществе, нацеленном на построение коммунизма, тайна в личной жизни никак не приемлема.