Что такое икона? Без сомнения ни портретом, ни картиной икону назвать нельзя. Напрашивается предположение, что это живопись на религиозную тему. Однако и это не так. Религиозная живопись пишется на тему земной жизни Христа и святых, а в иконе главное – это духовное, далекое от жизненных событий.

К тому же картины на религиозную тему создает художник, руководствуясь своими личными переживаниями, эмоциями и творческими фантазиями. Икону же пишет человек, мировоззрение которого полностью совпадает с мировоззрением Церкви и свободы самовыражения он не имеет.

Иконописец должен следовать утвержденному в VIII веке иконописному канону – строго регламентированным правилам написания икон. Поскольку все правила по определению ограничивают  любые творческие порывы, то возникает вопрос, откуда же взялись великие произведения древнерусского искусства?

Дело в том, что канон – это не настолько жесткие рамки, чтобы не проявлялась индивидуальность художника, а скорее ориентиры, с помощью которых достигается главная цель иконописи – создание одухотворенного божественного образа, олицетворяющего неземную суть.

Например, чтобы создать эффект плоских фигур, подчеркивающих потустороннюю сущность, по канону используется палитра цветов без полутонов и цветовых переходов. А чтобы свет был сконцентрирован только на образе, исключается наличие любых внешних источников света. Сможет ли иконописец, пользуясь сформировавшимися в продолжение четырех столетий правилами, создать  действительно неземной одухотворенный образ, будет зависеть от его таланта и творческих сил. Одним из многочисленных подтверждений проявления этих качеств иконописца является существование нескольких версий всем известной иконы «Троица».

"Троица". Одна из канонических версий с Христом, трапезой, Саррой и Авраамом

«Троица» Версия Феофана Грека (1340- 1410)

«Троица» Андрей Рублёв (1360-1428)

Чтобы представить, как технически создавалась икона, заглянем в мастерскую иконописца лет пятьсот назад. Мы увидим склоненную над столом фигуру художника, размешивающего на яичных желтках темперу. Он уже получил совет от духовного отца и приготовился душой и телом к высокому священному служению написания иконы. Чуть поодаль на столе лежит липовая доска с выдолбленным углублением посередине – ковчегом. На этом месте мастер поместит главный образ. На доске уже вклеена холстина – паволока и нанесён грунт – левкас из мела и рыбьего жира. И эскиз углём на ней уже нарисован. Осталось немного уточнить детали с помощью тёмной краски, и можно будет браться за работу темперой. Это требует терпения и огромного мастерства. Иконописец будет работать неспешно, наносить один слой за другим, каждый раз дожидаясь полного высыхания предыдущего слоя. Он будет начинать с тёмных красок и постепенно переходить к более светлым, создавая объём. Сначала он нарисует фон, понемногу приближаясь к центральной фигуре, затем одежду и в последнюю очередь прорисует лица. Потом, когда закончит рисовать, покроет икону лаком на основе олифы.

Вряд ли он знал, что  лет через пятьдесят  его труд станет невидимым. Олифа потемнеет, плёнка лака станет чёрной и почти полностью закроет живопись. И тогда эту икону или уничтожат, или другой мастер станет её обновлять. Он будет наносить на старую икону слой за слоем новую краску, пытаясь восстановить прежний образ или написать на нём новый.

Никто из древних иконописцев не мог знать, как сложится судьба их творения через сотни лет. Исчезнет их труд навсегда, или умелые руки реставраторов снимут с нее всю черноту ушедших столетий. И тогда в музеях этой иконой будут восхищаться как произведением искусства, а в соборах вдохновляться ею как символом глубокой веры.

Продолжение следует.