Исследование проводилось по заказу правозащитной организации «Комитет против пыток». Большая часть тех, кто рассказал о насилии, оказались в роли жертвы после задержания, при установлении личности и на допросе. Каждый третий конфликт с силовиками сопровождался насилием либо угрозами, а чаще всего с этим сталкиваются те, кто многократно попадал в поле зрения полиции.

Что еще известно:

В группе риска — мужчины от 25 до 55 лет. Наиболее высокий шанс вызвать недовольство полиции у людей со средним уровнем образования и ниже, живущих в небольших городах. Согласно опросу, в 75 процентах случаев насилие применялось для унижения и запугивания. В половине случаев с помощью пыток силовики пытались получить признательные показания и другую информацию. Примерно треть подвергшихся пыткам считают, что к ним применили насилие в качестве наказания. «Эти цифры — пугающее подтверждение того, что сотрудники правоохранительных органов применяют насилие к задержанным, и применяют его нередко», — говорится в заявлении «Левада-центра».

Почему это важно:

В России нет официальной статистики истязаний и пыток со стороны силовиков. Как в 2018 году рассказал председатель комитета против пыток Организации объединенных наций (ООН) Йенс Модвиг, в российском уголовном кодексе есть определение пыток (статья 117), а также статья 286 о превышении должностных полномочий, но нет информации о том, сколько таких дел заводилось. Позже уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова предложила закрепить в законодательстве понятие «пытки», но этого еще не произошло.

В апреле 2019 года Генпрокуратура выявила связанные с пытками нарушения в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в каждом втором регионе страны, причем 70 процентов всех пыток происходили в исправительных колониях.