Фото: Дмитрий Исхаков/Boscomagazine
Фото: Дмитрий Исхаков/Boscomagazine

Беру интервью у принца Датского, Гамлета. Он же королева Гертруда, он же муж ее Клавдий. И Офелия – тоже он. И отец Офелии, придворный интриган Полоний, и еще целая компания шекспировских персонажей, которых Евгений Миронов играет в моноспектакле «Гамлет | Коллаж», ставшем главным событием прошлого театрального сезона. Это все он, он! И как только Женя не путается в калейдоскопе лиц, характеров, обличий? Как управляется с головоломной компьютерной машинерией, которая не каждому и технарю-то под силу? А тут нервный, впечатлительный артист, до последнего времени не очень-то ладивший с собственным айфоном. Мы знакомы лет двадцать и давно на «ты».

– Так быть или не быть, Женя? – преувеличенно бодрым голосом спрашиваю я.

– А куда деваться? – отвечает он вопросом на мой вопрос.

Миронов принадлежит к тем несгибаемым натурам, которые, если жизнь заставит, а точнее, режиссер потребует, могут и в космос слетать. Тем более когда речь идет о Гамлете – роли-мечте, да еще в постановке замечательного канадца Робера Лепажа. Что же касается извечных гамлетовских сомнений, то, похоже, при той нагрузке, которая полагается Миронову как художественному руководителю Театра наций, они его посещают исключительно в рабочее время, когда он исполняет знаменитый монолог. Все остальное время у Миронова, впрочем, тоже рабочее: съемки в кино, заседания в совете по культуре при президенте РФ, благотворительный фонд «Артист», фестиваль-школа современного искусства «Территория», который должен стартовать в октябре. Он постоянно куда-то спешит, всюду его ждут, всем он что-то должен. Ему явно не до рефлексий, как и многим героям сентябрьского номера «Сноба» – людям волевым, талантливым, успешным, не боящимся жизни и умеющим добиваться своего.

Фото: Василий Попов
Фото: Василий Попов

Причем речь не только о творческих личностях, которые у всех на виду. Думаю, что для многих читателей, как и для меня, неожиданной окажется беседа Ксении Собчак с Сергеем Галицким из Краснодара, создателем розничной сети «Магнит». Разговор получился откровенный, с фактами в руках и даже с импровизированной инспекцией одного из магазинов «Магнит» в Москве, результатом которой стал не только жесткий разнос персоналу, но и принципиальное улучшение ассортимента. Конечно, мы понимаем, что вся эта «экономпроза» далека от привычных сюжетов «Сноба», но жизнь все настойчивее вмешивается в редакционные планы, предлагая новые темы и сводя нас с новыми героями. Об этом красноречиво свидетельствует и список номинантов традиционной премии «Сноба» «Сделано в России», церемония которой грядет 25 сентября и обещает немало сюрпризов. По большей части здесь речь идет о России, которая в силу разных обстоятельств оказывается как бы за кадром. Она существует скромно, достойно, не провоцируя скандалов и не занимаясь саморекламой. Там живут и работают те, кто самим своим строем мыслей и образом жизни сохраняет нравственный и культурный генофонд нации. Нам хотелось лучше узнать этих людей, открыть для вас – и для себя тоже – другую Россию, за которой будущее. Конечно, мы отдаем себе отчет, что та история, которая начиналась под названием «Сноб» шесть лет назад, сейчас вышла на совершенно новый рубеж. Но тем и уникальна  судьба этого проекта, что сочиняем его мы вместе с вами. Именно вы являетесь его соавторами. Вот почему некоторые тексты из тех, которые мы публикуем, вначале были опробованы на сайте «Сноба». Как, например, колонки Виктора Ерофеева, вызвавшие бурную дискуссию. И только на страницах журнала они сложились в классический формат писательского дневника.

«Сноб» по-прежнему хочет быть первым в стремлении познакомить читателей с лучшими образцами западной прозы, будь то новая книга Фредерика Бегбедера «Уна и Сэлинджер» или пронзительный роман американца Майкла Каннингема «Снежная королева». Нам интересны мысли о жизни и искусстве таких мэтров, как патриарх соц-арта Эрик Булатов, чья грандиозная выставка недавно открылась в Манеже. Мы пристально следим за историей феминистского тандема Ольги Дыховичной и Ангелины Никоновой, отстаивающего свой взгляд на современное кино. И конечно, мы поддерживаем тех, кто был с нами с самого начала, чьи победы и неудачи мы переживаем как собственные. Таким знаковым для проекта «Сноб» человеком является художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, сумевший доказать, что и на привокзальных задворках убитого театра можно взрастить новую жизнь, которую нельзя задушить нелепыми санкциями, запретами, бездумными законами. И как бы ни складывались дальше обстоятельства, на эту территорию свободы уже никто не посмеет посягнуть. Она есть и будет. В конце концов, «не быть» – слишком простой выход, слишком очевидная уступка времени, слишком легкое признание сво­его поражения. Герои и авторы сентябрьского номера выбирают «быть». И в этом «Сноб» вместе с ними заодно.