После второго тура конкурса ни у кого не осталось сомнений, что делать из Речного вокзала музей будет архитектурное бюро Юрия Григоряна «Проект Меганом». У каждого члена жюри были свои причины голосовать за этот проект, и оказалось, что у него столько плюсов, что смысла биться за что-то другое нет.

Второй тур показал, что Григорян не только замечательный архитектор, работающий по европейским стандартам, но и хороший партнер. После первого тура он доработал проект, учел все наши замечания. Причем учел их творчески, то есть не просто что-то подкорректировал, а додумал. И мы поняли, что, если понадобится, мы с ним сможем дорабатывать этот проект и дальше.

Кроме того, для меня было принципиально важно, что Григорян предложил создать не традиционный стационарный музей, а скорее мощный культурный центр. Мы получили дополнительные площади с набережной, поэтому есть место для концертов, для театральных представлений, для супербольших ярмарок. Во время фестиваля «Территория» мы перестраивали два наших зала под театр. И я понял, что так будет всегда, что нам нужна модульная система, которая позволит иногда выставочный зал превращать в театральную или музыкальную площадку.

Проект Григоряна полностью попал в формат «музея будущего», который у меня в голове. Дело в том, что сейчас никто, кроме Саудовской Аравии, не может позволить себе построить классный музей уровня МоМА или Гуггенхайма — просто нет таких денег. И мы вместо того, чтобы делать недорогую копию этих музеев, идем другим путем — пытаемся создать музей нового типа.

Надо сказать, в проекте немцев было очень эффектное визуальное решение, и оно мне даже больше нравилось. Но у нас был эксперт по охране памятников, и он сказал, что в России законодательство таково, что так реконструировать памятники архитектуры просто нельзя.

На следующий год заложены деньги на проектирование, оно будет длиться 11 месяцев, и потом в несколько этапов пройдет реконструкция.