Герман Стерлигов приехал в Лондон из деревни Слобода Можайского района, где вот уже несколько лет живет вместе с женой и пятью детьми и занимается сельским хозяйством. Все у него как полагается: огород, домашний скот, русская печь.

В разгар кризиса отшельник Стерлигов вернулся в бизнес c проектом «Антикризисный расчетно-товарный центр» и теперь приехал в Лондон открывать офис в Сити. Создав в свое время первую в России товарную биржу «Алиса», он придумал очередной инструмент, основанный на принципах товарооборота, но более изощренный.

Цель антикризисной расчетно-товарной системы ASCENT (Anticrisis Settlement & Commodity Centre) в том, чтобы предоставить компаниям возможность приобретать все, что им необходимо, не за деньги, а в обмен на производимые ими товары или услуги. Это такой сложноустроенный бартер, в котором Стерлигов видит спасение от кризиса.

Работает это система так: компании узнают о предложениях на рынке с помощью специально разработанной компьютерной программы. Она содержит базу данных с предложениями об обмене или приобретении товаров от компаний по всему миру. Умная программа обрабатывает полученный «заказ» и выстраивает товары из учета спрос/предложение в последовательные цепочки между клиентами системы. На сайте, который представляет новую идею Стерлигова, есть незамысловатая схема бартерного обмена. Например, железодобывающая компания нуждается в деньгах. Чтобы их получить, она включается в цепочку и поставляет свой продукт, скажем, сталелитейному предприятию. Те свой — заводу запчастей. На следующем этапе технику передают производителю зерна. Тот поставляет зерно в пекарню. А пекарь, у которого есть деньги, отдает их руднику. Цепочка замыкается, империя Стерлигова получает свою прибыль — 1% от общей суммы сделки.

Лондонский офис Стерлигова расположился в самом сердце Сити — на 28-м этаже башни на Сент-Мэри-Экс, 30, спроектированной Норманом Фостером и больше известной как «Огурец» (Gherkin). Это одно из самых дорогих офисных зданий Лондона.

Офис ASCENT — спокойный, светлый, с потрясающим видом на Темзу. На белых стенах висят три большие фотографии: Стерлигов в седле, Стерлигов с ребенком, Стерлигов коней на скаку останавливает. Молодые улыбчивые сотрудники работают за ноутбуками, говорят по телефонам. На столе лежит коробка российского шоколада.

На презентацию офиса пригласили всего нескольких журналистов. Директор лондонского представительства ASCENT Иван Жизневский рассказал мне, в чем главная цель сегодняшнего визита Стерлигова в Лондон — представить новую платежную единицу, золотую монету.

Только мы договорили, как в офис зашел сам Стерлигов, вернувшийся с интервью газете The Times. Идеального покроя костюм, блэкберри и дорогие часы не очень вязались с простыми манерами и бородой крестьянина. «Девчонок кофе угостите!» — распорядился он, кивнув в сторону журналистов.

Я поинтересовалась у Стерлигова, не боится ли он, что его систему раскритикуют.

А как консервативные британцы воспримут такой давно вышедший из повседневного оборота денежный знак? Создавалось впечатление, будто в мозг Стерлигова встроено какое-то хитрое устройство, способное моментально находить положительный ответ на любой вопрос: «Золотая монета — это апофеоз консерватизма».

Я пригляделась к монете повнимательнее. На аверсе — логотип компании, изображение всадника на коне, напоминающее фотографию Стерлигова на офисной стене. На реверсе просто: One Troy Ounce Fine Gold 999,9 («Тройская унция чистого золота 999,9»). По задумке Стерлигова, клиенты компании, если пожелают, могут расплачиваться между собой не обычными деньгами, а этими монетами. Уже заказана чеканка 1 миллиона 100 тысяч таких монет, но Стерлигов на этом не думает останавливаться и планирует постоянно увеличивать объем их выпуска. «Это лучшая наднациональная валюта, поскольку золото было, есть и будет понятно всему человечеству во все времена. Это единственный способ оторваться от курсов умирающих валют», — сказал Стерлигов.

Затем мы пошли в ресторан на самом последнем этаже «Огурца». На высоте 180 метров, поигрывая монетой, Стерлигов рассказал о планах на будущее: «Вот представьте, будут между собой договариваться компании и расплачиваться не деньгами, а нашей тройской унцией. И сколько монет кто кому даст — это уже как они сами между собой договорятся!»

Все это напоминало «Монополию»: игроки меняют один вид собственности на другой, на ходу придумывают свои правила, заламывают какие угодно цены, расплачиваются придуманными деньгами... Я поинтересовалась, не боится ли он, что участники его системы могут «заиграться». Предпринимателя мой вопрос ничуть не смутил. Хитрое ответовыдающее устройство работало безотказно.

Аферистов, как оказалось, Стерлигов не боится.

На презентацию по случаю открытия лондонского офиса и запуска новой расчетной единицы пришел исполнительный директор Российско-британской торговой палаты (RBCC) Стивен Диэл (Stephen Dalziel). «Это либо великолепная идея, либо просто сумасшествие», — сказал он мне.

Я связалась с членом клуба «Сноб» Андреем Дикушиным, специалистом в области корпоративных финансов и международных слияний и поглощений и руководителем компании AV Dikouchine & Peil, и спросила у него, что он думает по поводу нового бизнеса Стерлигова. «Идея интересная, — сказал он. — Подобным идеям есть объективные предпосылки, поскольку у многих предпринимателей и инвесторов есть понимание того, что текущий финансовый кризис, во-первых, не закончился, а во-вторых, требует кардинальной перестройки сложившихся экономических отношений хозяйственного оборота. Любые конструктивные попытки снять с производителя и инвестора риск системы необеспеченных бумажных денег имеют право на существование».

Несмотря на то, что по всему миру открыто более 40 представительств, система в полной мере еще не заработала. Как утверждает Стерлигов, сделки между участниками ASCENT уже начали происходить — однако вне самой системы. «Пока что нашей услугой никто не воспользовался, — сказал Стерлигов. — Ждут, хотят посмотреть, как мы справимся».