Как заметила одна моя подруга, Ночь музеев стала примерно как День ВДВ. Удивительно, что воспитанные и приятные люди, собравшись вместе в Москве и слегка выпив, превращаются в унылую и потенциально опасную толпу, шатающуюся в режиме броуновского движения. Сбить ее с этого ритма невозможно. Остается только выпить самому и слиться с народом.

Главная интрига разворачивалась вокруг «Винзавода». В его идеологии искусство изначально соединено с тусовкой, и поэтому в прошлогоднюю музейную ночь он оказался в центре внимания, став самой популярной площадкой. Очевидцы вспоминали, что в 2008-м до «Винзавода» нельзя было ни доехать, ни дойти. В этом году в винзаводовском анонсе написали: «Мы знаем, где вы будете этой ночью», а за вход на территорию арт-центра просили 500 рублей. Во все остальные открытые ночью музеи и галереи пускали бесплатно. Желание идти на «Винзавод» у многих отбил вирусный интернет-ролик, запущенный Третьяковкой.

Мы с друзьями в эту ночь водили по городу двух английских диджеев Алекса Вальдрона и Росса Аллена. Чтобы не шокировать иностранцев очередями и толпами, мы составили нетипичный маршрут. Начать решили с нового корпуса Дарвиновского музея, предположив, что там будет пусто и тихо. Не тут-то было — очередь отняла почти полчаса. Экспозиция удивила невнятностью, а люди — светящимися ожерельями, ушами и пятачками, которые обычно цепляют на себя москвичи и приезжие в День города. Посетители поднимались по лестнице на шестой этаж, чтобы выйти на балкон и еще раз увидеть очередь. На сей раз — сверху. Россу больше всего понравился фильм «Король Гризли» Жан-Жака Анно, который крутили в фойе музея.  

Из Дарвиновского музея мы отправились на «АРТСтрелку». Проехали мимо Музея имени Пушкина, куда как раз не было никакой очереди.

По Патриаршему мосту шли людские стада. На «АРТСтрелке» под ногами звенело битое стекло. Слышались пьяные визги. Мы шли на площадку «Темные лошадки», организованную нашими друзьями с портала OpenSpace.ru. Вход туда был предусмотрительно защищен фейс-контролем, поэтому внутри оказалась масса знакомых и по залу удавалось свободно передвигаться, периодически пристраиваясь к барной стойке.

К сожалению, «гения хипстер-аутсайдер культуры» Padla Bear застать нам не удалось, но группа «Кассиопея», которая в этом ролике поет про кошечек и птичек, сполна отражает отвязанную и слегка безумную атмосферу Ночи музеев. Уже на выходе я встретил Сергея Пахомова — художника, актера из треш-фильмов режиссера Светланы Басковой и, с некоторых пор, музыканта-перформансиста, выступающего с группой «Вивисектор».

 

 

Финальным забегом музейной программы стал Sunday Up Market, проходивший неподалеку в здании фабрики «Красный Октябрь». Этот рынок, на котором молодые дизайнеры продают свои вещи, раз в месяц устраивают в разных местах. Тут к двум часам ночи стало совсем весело, но к искусству это веселье никакого отношения не имело.

А в понедельник выяснилось, что у «Винзавода» опять оказалась лучшая площадка. Ира Петракова из музея ART4.ru, которая в Ночь музеев путешествовала по городу с группой журналистов на автобусе, рассказала, что платный вход отпугнул от «Винзавода» праздношатаек и в галереи больше не ломились, как в «Макдоналдс» в 89-м. В общем, на «Винзаводе» действительно удалось соблюсти баланс между светским выгулом и ощущением арт-праздника.