На прошлой Андрей Бартенев открыл выставку графической иллюстрации Free Wi-Fi в Галерее искусств Церетели на Пречистенке.

Уже не первый год Бартенев показывает работы художников-иллюстраторов. Раньше Бартенев ежегодно издавал альбом Velikolepno!, выход альбома сопровождался одноименной  выставкой. Теперь показ переименован во Free Wi-Fi и превращен в целую историю с массой подразделов.

Самостоятельная ценность журнальной и рекламной иллюстрации — а именно им посвящена выставка — не очевидна. Работы, которые изготавливаются с помощью планшета и фотошопа, люди привыкли рассматривать на сайтах-портфолио их авторов. Или же на журнальных разворотах как картинки к текстам. Собственно, никакого другого способа их демонстрации, кроме распечатки на листках А4 и коверного развешивания по стенам, не придумано.

В таком виде, особенно на фоне церетелиевских картин в тяжелых рамах, иллюстрации теряются. Чтобы их рассмотреть и усвоить, от зрителя требуется изрядно поднапрячься. Поэтому было логично, что Бартенев разбавил иллюстрации поп-артовским проектом Саши Фроловой, которая делает огромные космического вида предметы из латекса, сама наряжается в латекс и еще в таком виде поет под именем Аквааэробики. По мнению Маши Цигаль, зал Фроловой оказался самым ярким и запоминающимся.

Примечательно, что на выставке под названием Free Wi-Fi, которое, вероятно, было призвано подчеркнуть взаимосвязь графиков с Интернетом и их творческую свободу, художественную прозрачность и доступность, бесплатного Интернета не было. Зато там была мини-экспозиция Baibakov Art Projects, посвященная «Крокодилу». Был стенд журнала «Хулиган», предложившего художникам пофантазировать, как могли бы выглядеть обложки русских Dazed & Confuzed, The Face, 032c и прочего т.н. альтернативного глянца. Имелось гигантское панно из самоклеящихся бумажек. Девушка в зеркальном лифчике на сцене. И сам Бартенев в умопомрачительном виде.

Кульминацией церемонии открытия стал перформанс Кати Рыжиковой во внутреннем дворике галереи. К выставке она подготовила и инсталляцию «Само-образы Само-осознания»: комнату, обтянутую флуоресцентными сетками, расписанную психоделическими узорами и озвученную утробной музыкой. Ее перформанс снять не удалось — вокруг сцены столпилось слишком много желающих посмотреть на действо. Зато после представления Стас Намин рассказал, кто такая Катя Рыжикова и что она может.

Филипп Миронов