Николай Канавин всерьез обеспокоен конспирацией. «Это абсолютно закрытая история. Проект-то секретный, а вход в подполье виден прямо отсюда».

«Мы уже чего-то добились как умелые создатели фотографических арт-проектов, — говорит Николай, — и хорошо знаем эту область. Сейчас нам стало интересно попробовать свои силы в другом направлении».

Сначала у генерального директора компании «ПроЛаб-Центр» была идея просто запустить молодежный проект, потом родилось название Underground и возникло понимание, что нужно создавать альтернативный фотоцентр, не похожий ни на одну другую профессиональную фотолабораторию.

«Это конспирологический проект, и рассчитан он на студентов московских вузов, — рассказывает Канавин. — Единственной возможностью узнать о существовании подполья будут листовки. В каждом институте мы будем создавать подпольные фотографические ячейки. Наша задача — побуждать людей к творчеству и проведению выставок внутри своих ячеек. Мы будем им всячески помогать финансово и организационно».

Николай Канавин считает, что с приходом в фотографию цифровой эры возникла колоссальная проблема. Раньше на «цифру» возлагались большие надежды в плане того, что фотографирование станет более качественным и главное — человек, который, нажав кнопку, сразу видит результат своих усилий, будет быстрее обучаться.

«Получилось все ровно наоборот. Благодаря тому, что фотоаппараты стали настолько совершенными — они бьют рекорды по количеству мегапикселей, объему карт памяти и автоматике, — вместо того чтобы стать удобным и полезным инструментом для творчества, они из человека сделали инструмент, некое периферийное устройство, которое только нажимает на кнопку. Теперь основная задача снимающих людей — из груды отснятого материала отобрать самое удачное. Знаете, если бездумно снимать 24 часа все вокруг себя, то хотя бы один или два кадра окажутся гениальными шедеврами. Поэтому цель нашего проекта — вернуть людям охоту к фотографической мысли».

Фотографическое подполье — это территория свободы, где люди сами смогут печатать свои снимки при помощи специально обученных консультантов-подпольщиков.

«Одно дело, когда ты печатаешь дома на струйном принтере, — говорит Николай, — а другое, когда на серьезном, большом станке, который жужжит, пыхтит, переворачивает цветные изображения. Когда ты на экране монитора видишь, какие процессы происходят внутри этой машины — проявление, отбелка, фиксация и так далее, тогда ты начинаешь по-другому ценить тот отпечаток, который получается на выходе. К тому же возможность самостоятельно печатать на таких машинах выявляет ошибки фотографирования. Например, неправильно выстроенный кадр, который нужно будет откадрировать, или ошибки в экспонировании, то есть человек может сразу понять, что если он снимает против солнца и не включил вспышку, то как бы он ни манипулировал клавишами печатной машины, он не получит хорошего кадра».

На территории подпольного фотоцентра Underground откроются библиотека, книжный магазин, музей аналоговой фотографии и подпольная типография, где будет печататься газета «Вспышка». Пространство центра будет организовано в лучших традициях подполья: входы в помещения через шкафы, Интернет в телефонных будках и вывеска продуктового магазина над главным входом.

«Идеи фотографического подполья близки каждому человеку, который занимается фотографией, особенно на профессиональном уровне, — говорит Николай. — Например, член клуба "Сноб" Владимир Клавихо-Телепнев, я уверен, разделяет мои идеи».

Что касается бизнес-составляющей, то Николай Канавин рассчитывает, что его проект будет рентабельным. «Надеюсь, мы не будем сильно заигрываться, иначе эта история не будет долгой и красивой. И, конечно, у нас должно хватить экономического потенциала для того, чтобы раскрутить маховик революционного фотографического подполья. Если нам не помешают буржуазные агенты-провокаторы, то откроемся мы 1 июля».

Георгий Ильин