25 лет русского цирка не было видно в Европе, салон стал сигналом к его возвращению. Нынешний форум, в котором участвуют все, кто имеет отношение к цирку, от производителей упряжи до директоров фестивалей, продлится три дня — с 3 по 5 апреля.

Первый день отведен профессионалам — для них и с их участием проводятся мастер-классы и круглые столы. Этот день люди, причастные к цирковому бизнесу или только собирающиеся им заняться, обычно используют для новых знакомств и заключения сделок.

Остальные два дня салон открыт для широкой публики. В центре выставочного комплекса будет раскинуто шапито, где свои короткие программы представят российские, китайские и французские артисты. «Сережа Игнатов, которого считают жонглером номер один в мире и которого все жонглеры боготворят, будет по пять часов в каждый из трех дней вести свой семинар. К нему уже записываются и любители, и профессионалы, которые хотят поднять свой уровень», — рассказывает Максим Никулин.

Восемь лет назад директор Цирка на Цветном бульваре вместе со своей подругой Жоэль Берреби открыл собственное цирковое агентство Balagan International. Важнейшим проектом нового агентства и стал Международный цирковой салон в Париже. «Сейчас некоторые сильно ревнуют и обижаются, что это не им пришла в голову такая мысль, — поясняет Максим. — Например, фестиваль Монте-Карло нас до сих пор игнорирует. Их первый вопрос был: а почему с нами не посоветовались? Ну, они себя считают центром цирковой вселенной, мэтрами и академиками циркового искусства, а тут какие-то пацаны выскочили и все сделали».

По словам Никулина, первый салон они организовали буквально за год — сроки особенно впечатляют, если учесть, что опыта организации подобных мероприятий ни у Максима, ни у Жоэль не было совсем. Несмотря на это, дело пошло. И, похоже, салон набирает силу, невзирая даже на кризис. Если в прошлом году на него пришли шесть с половиной тысяч посетителей, то в этом их должно быть в полтора раза больше.

«Этот салон для нас еще и хорошая репетиция перед масштабными гастролями во Франции, — продолжает он. — Следующий год назначен Годом России во Франции, и цирковую часть поручили делать нам. Я надеюсь, что это будет прорывом, что это даст нам шанс снова закрепиться за границей. Ведь в 80-х годах русский цирк почти умер, бренд был потерян, и сейчас это, пожалуй, мой самый амбициозный проект в жизни — снова прорубить окно в Европу». 

Никулин обещает, что на гастроли во Францию его цирк «привезет бомбу»: «В тур поедут наши лучшие артисты. Все они — победители фестивалей в Париже, Монте-Карло, Будапеште. Все они — наша элита. Отдельные номера кто-то мог видеть на разных фестивалях, но теперь мы объединяем их в одну программу, и это будет звездный состав».

Во Франции очень любят цирк вообще и русский цирк в частности. Например, на первый салон приезжали люди со всех регионов. «Нет ни одного региона, который бы остался “незадействованным”, — говорит Максим. — А это ведь не так просто — собраться всей семьей и приехать, допустим, из Биаррица в Париж. Так что интерес есть, и я надеюсь, что у нас все получится. Когда-то Ли Якокка, создатель Ford Mustang, сказал: “Если у вас есть гениальный товар, вам не надо быть гениальным продавцом”. Вот у меня такой товар есть. Правда, я считаю, что и продавать надо тоже уметь».